Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (21) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (21), март 2017 г. 90 переосмыслению идей наглядного обучения и созданию новых оригинальных методик и визуально-орентированных дидактических средств. В истории отечественной педагогики и учебного книгоиздания того времени встречаются имена мало знакомые современному исследователю. Одно из них – Михаил Адрианович Тростников [Комм. 1]. Будучи учителем в г. Глухове Черниговской губернии, а затем в г. Юрьеве (Тарту) Лифляндской губернии, Тростников столкнулся с проблемой преподавания государственного – русского – языка детям, для которых тот не являлся родным, и предложил особый способ наглядного обучения грамоте – «по картинам». Активная деятельность Тростникова как автора учебников началась в 1904 году публикацией «Первых упражнений в русском языке и обученья грамоте для инородцев», в 1905 году им было разработано и издано пособие «Русская речь, чтение и письмо», которое до 1916 г. выдержало 10 переизданий [13, 16, 17, 18]. Это руководство содержало упражнения в русской речи, чтении, чистописании и орфографии. Его первая часть фактически являлась букварем и последовательно знакомила ребенка со звуками и буквами, звукослиянием и образованием слогов. После ее изучения Тростников предлагал учителю обратиться к следующему пособию – «Атласу для обучения русскому языку, чтению и письму по картинам». Из всех учебников, созданных М. А. Тростниковым, «Атласы», конечно, наиболее любопытны и необычны. Впрочем, эпитет «необычны» здесь вряд ли уместен – первый же взгляд на них вызывает в памяти «Orbis sensualium pictus» Я.-А. Коменского (1658 г.) [Комм. 2]. Разумеется, методика обучения языкам, предложенная в середине XVII века, претерпела существенные изменения в начале XX-го, но принцип взаимосвязи текста и иллюстрации Тростниковым был использован тот же – страница представляла собой сочетание короткого текста и «картины», на которой цифрами были обозначены изображения, соответствующие новым словам из текста. Возможно, Тростников был знаком и с новыми, современными ему пособиями для обучения языку с помощью многофигурных картин. Например, примерно в то же время – с 1905 по 1918 гг. – в Лейпциге была издана серия пособий для обучения иностранному языку (французскому, английскому и итальянскому) Торы Гольдшмидт (Torah Goldschmidt). Эти учебники также явно имели прототипом «Orbis pictus» Коменского. В процессе инспекции народных училищЮрьевского района Тростников обнаружил, что в распоряжении этих учебных заведений имелись 30 настенных картин, однако, «учителя или совершенно не пользовались ими, или пользовались неумело и с большими затруднениями», поскольку для тех, кто плохо владел языком, самостоятельно составить описание картины было довольно тяжело [7, с. 48]. В помощь учащимся и учащим Тростников сначала издал «Карманный атлас», куда поместил описание всех 30 картин и 16 автотипий с них [Комм. 3]. Пособие имело успех и начало активно использоваться в школах края. Из-за дороговизны повторить издание не представлялось возможным, и в 1907 году Тростников выпустил только «Объяснительный текст» – без воспроизведения иллюстративного материала.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=