Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (21) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (21), март 2017 г. 89 Е. Ю. Ромашина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого «ЕСЛИ ВИДИШЬ НА КАРТИНЕ»: ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ПО МЕТОДУ М. А. ТРОСТНИКОВ А 2 Рассмотрены пособия для обучения русской грамоте детей эстонцев, латышей и немцев, предложенные инспектором народных училищ г. Тарту М. А. Тростниковым – «Атласы для обучения русскому языку, чтению и письму по картинам» (1907-1915 г., Юрьев, Рига). Показано, что Тростников разработал способ обучения чтению на неродном языке «с помощью рисунков». В его пособиях текст и иллюстрация составляли единое целое – изображение использовалось как опора для освоения новых лексических единиц, составления развернутого описания, сочинения рассказа, выполнения грамматических упражнений и т.д. Ключевые слова: грамота, визуальная информация, иллюстрация, учебник, начальное обучение, наглядное обучение. E. Yu. Romashina Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia) «IF YOU SEE IN THE PICTURE»: LITERACY TRAINING BY THE METHOD OF M. A. TROSTNIKOV The article touches upon manuals for learning to read and write Russian Estonian, Latvian and German children which were proposed by an inspector of schools in Tartu M. A. Trostnikov – «Atlas for teaching the Russian language, reading and writing on pictures» (1907-1915, Yuriev, Riga). It is shown that Trostnikov worked out a way to teach reading in a second language «using pictures». In his manuals, text and illustration were one whole; the image was used as a support for the development of new lexical units, making up the expanded description, telling the story, performing grammar exercises, etc. Keywords: literacy, visual information, illustration, textbook, primary education, visual learning. Рубеж XIX-XX вв. был ознаменован переходом культуры от тексто- и логоцентризма к развитию, усложнению и распространению разнообразных практик визуализации информации. Необходимость и возможность обучения детей специальным приемам ее восприятия, обработки и трансляции привела отечественных педагогов – теоретиков и практиков – к активному 2 Работа поддержана грантом Отделения гуманитарных и общественных наук РФФИ № 16-06-00113а

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=