Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (21) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (21), март 2017 г. 83 лекциях, проводимых в музее. Опыт США позволил разработать собственные программы [13]. Программа «Арсенал + Семья» включает в себя два больших проекта. Это «Главные герои искусства ХХ века» и «Семейные арт-мастерские». Проект «Главные герои искусства ХХ века» включает рассказ о конкретном художнике- авангардисте или постмодернисте, о том, что предшествовало его появлению в искусстве, объяснение его творческой индивидуальности, а потом, предлагается мастер-класс по созданию собственного произведения в творческой манере того художника, которому посвящено занятие [13]. Программа построена на интерактивности. Таким образом строятся и другие подобные проекты, предполагающие различные варианты работы по созданию арт-объектов. Например, детям даются задания дорисовать известную картину или изменить цветовое решение картины на свой вкус. Но самое главное в этом, что ребенку предоставляется возможность собственной творческой деятельности, через которую он сможет осмыслить практику того или иного мастера. Анализ опыта применения художественных практик в эстетическом воспитании, несомненно, убеждает в том, что они имеют большой образовательный и воспитательный потенциал и огромное поле для творческой работы педагога. Ведь современные художественные практики, как и современное искусство, охватывают широкий спектр направлений и разнообразных техник. Актуальными для разработки образовательных проектов представляются новые направления современного искусства – ресайклинг-арт и эко-арт. Это схожие по назначению формы современного экологического искусства. Recycling в переводе с английского означает «переработка», «повторное использование» [4]. Ресайклинг-арт (recycling-art) – направление в современном искусстве, основанное на превращении старых, отслуживших предметов быта в арт-объекты. С точки зрения сохранения окружающей среды, повторного использования вещей ресайклинг-арт схож с эко-артом. Творчество мастеров ресайклинг-арта демонстрирует реакцию на глобальные проблемы урбанистической цивилизации [6]. Эти направления появились совсем недавно, на рубеже веков [4]. Основная цель художников, творящих в этих направлениях, привлечь общественное внимание к экологическим проблемам. Анализируя различные источники [14], отмечаем, что в европейских странах практики ресайклинг-арта и эко-арта активно применяются не только в рамках творческих проектов, но и в работе с детьми. Отечественные педагоги стремятся не отставать от зарубежных коллег, перенимают, адаптируют и развивают их опыт. Обратимся к отечественному опыту использования ресайклинг-арта и эко-арта в рамках образовательных проектов. Культурный центр «Москвич» предлагает серию обучающих мастер- классов для детей и подростков (10-16 лет) «Уроки труда», включающую мастер- класс «Ресайклинг. Создай робота из пластиковых флаконов». Из пластиковых флаконов и крышек дети смогут собрать ярких смешных роботов. Автор и ведущая мастер-класса Елена Липатова подчеркивает, что в качестве материалов используются пластиковые упаковки, которые «живут» особенно долго. Елена

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=