Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (21) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (21), март 2017 г. 71 международных, неправительственных организаций. Например, «программа Литературных городов мира ЮНЕСКО в 2004 году выбрала 3 самых литературных города мира – Эдинбург, Мельбурн, Айова, политика которых направлена на продвижение литературы и знакомство с ней» [См.: 10, с. 270; 3, 39]. Во многом продвижению литературного туризма способствует и массовое искусство, в первую очередь, такое зрелищное синтетическое искусство, как кино. Наибольшей популярностью в мировом литературном туризме пользуются такие маршруты, «как «По следам героев Джойса» (Ирландия), «По следам Холдена Колфилда» (США), «По маршруту Гарри Поттера» (Англия), «По следам персонажей Стига Ларссона» (Швеция), «По следам героев Харуки Мураками» (Япония), «По маршруту Дон Кихота» (Испания), «По маршруту бравого солдата Швейка» (Чехия-Австрия-Венгрия-Словакия-Польша- Украина), «По следам «Кода да Винчи»» [10, с. 270]. В отечественной туриндустрии, краеведческих научных исследованиях также ведется определенная работа по выбору литературных маршрутов, литературных брендов на основе развития туризма малых городов России как уникальных центров культурно-исторического наследия. Например, в рамках продвижения регионального культурного туризма в Тульском регионе на основе литературного бренда региона Л. Н. Толстого и его произведения «Анна Каренина» была проведена разработка литературно-туристического маршрута «Анна Каренина: вчера, сегодня, завтра» (Е. Н. Чеснова, Е. Г. Мартьянова) [См.: 9, с. 59-75; 10, с. 264-271]. Это происходит через связь автора произведения с «малой родиной», с местами, где он жил и творил определенное произведение, брал за основу культурную жизнь, традиции, нравы, географические, ландшафтные и архитектурные характеристики пространства прототипа для своего художественного творения. А. В. Фирсова исследовала литературное картирование пространства и создание литературных туристских «мест Пермского края, связанных с именами В. П. Астафьева, В. Т. Шаламова, Б. Л. Пастернака, А. В. Иванова» [15, с. 312]. Здесь мы находим важную особенность литературного туризма, которая заключается в том, что, в первую очередь, на создание экскурсионных программ в регионе влияет художественный текст : «Географическое пространство, отраженное в художественных произведениях, – замечает автор, – обладает такими аттрактивными свойствами, как уникальность, смысловая насыщенность, познавательная ценность, а взаимодействие пространства и литературного наследия, «на пересечении географического и литературного дискурса» создает особый компонент культурного ландшафта – «литературное место» [15, с. 314; 17, с. 77; См.: 16]. Обращение к художественному произведению и построение через него литературно-художественной экскурсии мы находим также в исследованиях Т. В. Темяковой и В. О. Сычевой [См.: 13]. Исследования данного коллектива авторов посвящены произведениям И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», «Золотой теленок», нахождению памятников героев, прообразов мест действия произведений в российских и украинских городах. На основе исследований Т. В. Темяковой и В. О. Сычевой был создан туристский маршрут «По Саратовским улицам города Арбатова» [См.: 13].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=