Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (21) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (21), март 2017 г. 61 В. В. Варава Московский православный институт святого Иоанна Богослова ПРОФАНАЦИЯ МИФА (ПОВЕСТВОВАНИЕ О СИЗИФЕ В КОНТЕКСТЕ СЕКУЛЯРНОЙ КУЛЬУТРЫ) В статье анализируются наиболее распространенные формы «профанации» мифа в секулярной культуре. Это, во-первых, моралистическая трактовка, согласно которой миф содержит в себе назидание; во-вторых, историческая, согласно которой мифологическое повествование относится исключительно к прошлому. В качестве примера берется древнегреческий миф о Сизифе. Использование экзистенциальной аналитики А. Камю иллюстрирует метафизическую и этическую глубину этого мифа, который репрезентирует универсальную человеческую ситуацию. Ключевые слова: античная мифология, миф о Сизифе, секулярная культура, экзистенциальный смысл, А. Камю, «сизифов труд», диалектика мифа. V. V. Varava St. John the Theologian's Moscow Orthodox Institute (Moscow, Russia) PROFINATION OF MYTH (NARRATION ABOUT SISYPHUS IN THE CONTEXT OF SECULAR CULTURE) In the article, the most common forms of «profanation of myth» in secular culture are analyzed. This, first, is a moralistic interpretation, according to which the myth contains an admonition; second, the historical ones, according to which the mythological narrative refers exclusively to the past. As an example, take the ancient Greek myth of Sisyphus. Using the existential analytics of A. Camus illustrates the metaphysical and ethical depth of this myth, which represents the universal human situation. Keywords: ancient mythology, myth of Sisyphus, secular culture, existential meaning, A. Camus, «Sisyphean labor», dialectic of myth. Гомер в одиннадцатой песне «Одиссеи» так повествует о страшных мучениях Сизифа. «Видел я также Сизифа, казнимого страшною казнью; Тяжкий камень снизу обеими влек он руками В гору; напрягши мышцы, ногами в землю упершись, Камень двигал он вверх; но, едва достигал до вершины С тяжкою ношей, назад устремленный невидимой силой, Вниз по горе на равнину катился обманчивый камень. Снова силился вздвинуть тяжесть он, мышцы напрягши, Тело в поту, голова вся покрытая черною пылью» (Пер. В. А. Жуковского)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=