Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (21) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (21), март 2017 г. 58 над другой или даже одной социальной системы над другой – это день очередной победы сил света над силами тьмы в борьбе, идущей уже многие тысячелетия. Именно поэтому праздник Победы до сих пор остается любимым праздником у нашего народа и у всех людей доброй воли во всем мире, пусть даже они и не осознают всей его сакральной глубины. 2. Точнее все же будет говорить не о принципе равенства, а о принципе единства. Сократ (вернее, в его лице Платон) ставит вопрос с европейской точки зрения, с точки зрения отдельной личности, именно поэтому он говорит о принципе равенства. Если смотреть с объективной точки зрения, в авторитарном обществе, строго говоря, равенства нет. Наоборот, сплошное неравенство – иерархия, ранги, касты и т.д. Однако равенство, тем не менее, играет системообразующую роль: все равны перед обществом, личная свобода, разрушающая общество, подавляется, личность не имеет самостоятельного значения, она существует лишь как часть общества, поэтому личности не слишком отличаются друг от друга. Учитывая и то, и другое, правильнее говорить не о принципе равенства, а о принципе единства, общности. 3. Концепция Востока и Запада, столь плодотворно развивавшаяся в русской философии XIX – ХХ вв., и сегодня не потеряла своей актуальности, проявляясь в частности в концепции мегаисторических циклов попеременного доминирования Востока и Запада [см. 4, с. 14 – 80]. 4. Таким образом, знаменитая триада Французской революции получает новую трактовку и новое звучание. Литература 1. Платонов С. После коммунизма. М.: Мол. гвардия, 1990. 255 с. 2. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. В 50 т. М.: Политиздат, 1955-1981. Т. 4. 616 с. 3. Богданов А. А. Вопросы социализма. М.: Политиздат, 1990. 479 с. 4. Философия истории / под ред. проф. А. С. Панарина. М.: Гардарики, 1999. 432 с. 5. Тарасов Б. Н. Куда движется история? СПб.: Алетейя, 2001. 346 с. 6. Чаадаев П. Я. Философические письма. Апология сумасшедшего. М.: АСТ: Астрель, 2011. 254 с. 7. Зеньковский В. В. История русской философии. М.: Академ. Проект, Раритет, 2001. 880 с. 8. Киреевский И. В. Полн. собр. соч. М.: Издание Гершензона, 1911. Т. 1. 288 с. 9. Неизданный Достоевский : записные книжки и тетради 1861–1881 гг. М.: Наука, 1971. 728 с. (Литературное наследство. Т. 83.) 10. Соловьёв В. С. Великий спор и христианская политика // Собр. соч. В 10 т. 2-е изд. СПб.: Просвещение, 1911-1914. Т. 4. С. 3-116. 11. Соловьёв В. С. Философские начала цельного знания // Собр. соч. В 10 т. 2-е изд. СПб.: Просвещение, 1911-1914. Т. 1. С. 250-406.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=