Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (21) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (21), март 2017 г. 57 словами В. С. Соловьева, что же думает о нас Бог в вечности. Между тем, русские философы XIX – XX вв. в значительной мере обладали именно таким мышлением. И разработанная ими третья модель общества и социального развития , концепция общества будущего, основанного на отношениях любви и братства, включающих в себя как вертикальные, так и горизонтальные отношения и синтезирующих их на более высоком уровне, заслуживает нашего пристального внимания. Эта концепция, ее ведущий принцип соединения противоположностей , при должной разработке, могли бы лечь в основу общероссийской и даже общемировой идеи. Иными словами, идея духовной любви , соединяющей противоположности и стимулирующей эволюционное развитие, может и должна стать главным, центральным пунктом национальной и государственной стратегии. Ведь Россия самим своим геополитическим положением объединяет Европу с Азией, лес со степью, тундру с пустыней, сушу с океаном, народ с народом. Русский народ самим своим бытием есть синтез европейца и азиата и всем складом своей души предрасположен к соединению всего живущего в единое бесконечно-бессмертное целое с Богом во главе, полное мира и любви, полное бесконечной свободы и бесконечного единства. В этой наивысшей идее (идее Царства Божьего) могут непротиворечиво, взаимодополняюще воссоединяться все частные идеи (государственные, народные, классовые, групповые, личностные и т.д.), все цели развития духовно-нравственной сферы, науки, искусства, образования, производства и т.д. Если это так, у нас есть реальная возможность разработать программу развития страны на всех уровнях (стратегическом, тактическом, оперативном) и во всех сферах и отраслях общественной жизни. Комментарии 1. Современная буржуазно-либеральная демократия не видит разницы между социализмом и фашизмом. Для ее поверхностного взгляда, знающего только внешние феномены и не понимающего внутренних закономерностей, и то, и другое – лишь разновидности тоталитаризма, одинаково плохие, одинаково враждебные. Однако с более глубокой, духовной точки зрения фашизм противоположен социализму. Фашизм – это стремление отбросить человечество назад, в прошлое, к языческому культу силы, инстинктов, породы, природы, превосходству одних над другими, т.е. в направлении первобытной психологии, в направлении животного мира. Насилие в этой системе – норма. Социализм, напротив, – стремление развить человечность, справедливость, мораль. Это стремление в будущее, к неведомому, к свету, стремление объединить человечество. В этом смысле социализм – это, пусть и не во всем удачная, попытка человечества сделать шаг в духовном развитии, в реализации христианских ценностей на практике, в стремлении спасти мир. Это шаг в направлении к идеалу Богочеловечества. Насилие, которое при этом применялось, всегда рассматривалось, как вынужденная мера, как меньшее из двух зол. Оно никогда не было нормой, тем более – предметом поклонения, как при фашизме. Поэтому 9 мая 1945 г. – это не просто день победы одной страны

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=