Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (21) 2017.
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (21), март 2017 г. 56 развитию смысл и устремляя историю человечества к будущему, более высокому, богочеловеческому этапу. В духовной сфере такой силой является Христианство, религия Богочеловечества, а на земле, в социальной сфере, эту силу, соединяющую вертикаль с горизонталью, Соловьев, как и его предшественники, надеялся увидеть в русском народе и вообще славянстве [12, с. 228]. О будущем обществе, основанном на христианской любви, чувстве братства, пишет и Н. Ф. Федоров. В любви и братстве гармонично соединяются частное и общее, «единство здесь не поглощает, а возвеличивает каждую единицу, различие же личностей лишь скрепляет единство» [13, с. 18]. Торжество первого принципа, частного начала (как на Западе) ведет к язычеству, розни, борьбе всех против всех. Доминирование второго, общего (как на Востоке) – к магометанству, иудейству, игу, гнету, господству. Между этими крайностями укладываются все современные идейные течения. Христианство же занимает центральное, объединяющее положение между ними. В любви объединяются эгоизм и альтруизм. Нужно «жить не для себя, не для других, а со всеми и для всех», – пишет мыслитель [13, с. 70]. Это и есть соединение личного и общего в высшем синтезе. Пока что у нас в действительности либо единство, ведущее к порабощению, либо самостоятельность, порождающая рознь. А Всеединство пока лишь в мысли, в «идеальном». «Но если мы не отделяем мысль от дела, то Всеединство становится для нас не идеалом только, но проектом, не надеждою только, но заповедью». «Осуществленное в действительности Всеединство» явится «отрицанием и своеволия (раздельности), и неволия (слиянности)», т.е. отрицанием отрицания, высшим синтезом [13, с. 85–87]. Н. А. Бердяев во многих статьях также говорит о соединении восточного и западного принципов социального развития и соответственно двух противоположных моделей общества. Например, он пишет о России как о «Востоко-Западе», «соединителе двух миров» [14, с. 56]. Подобные же концепции высказывают и многие другие русские и зарубежные философы [см., напр., 15]. Все они говорят об обществе более высокого порядка, основанном на более высоких началах, в котором свобода и равенство соединяются в братстве [Ком. 4], в любви. При этом ключевым принципом в философских построениях названных мыслителей является с интез противоположностей, цельность взгляда. Интересно также, что все они (кроме Маркса) связывают это будущее общество с Россией, с ее развитием. Сегодня в России не только экономический кризис, но и кризис духовный, идеологический, культурный. Остро ощущается дефицит конструктивных идей, особенно стратегического уровня, которые могли бы воодушевить и объединить все общество. Периодически раздаются голоса о необходимости создания «общенациональной идеи», говорит об этом и руководство страны, в том числе и Президент, однако дальше призывов дело пока не идет. Происходит это оттого, что наш взгляд еще слишком заматериализован, приземлен. Трудно нам помыслить о России в более масштабном, духовном, космическом контексте, трудно посмотреть на себя с высоты орлиного полета. Трудно понять, выражаясь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=