Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (21) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (21), март 2017 г. 55 описанные выше социальные модели (он называет их соответственно «авторитарным» и «меновым» обществом), Богданов формулирует принципы «коллективистского» общества, включающие в себя как принцип личной свободы, так и принципы равенства и единства [3, с. 284-294, 301-304]. При этом он указывает на ростки этого будущего общества уже в настоящем: прежде всего, это свойственные сознательным рабочим товарищество, солидарность, коллективизм. Аналогичные идеи выдвигают со своей стороны религиозно- идеалистические философы, особенно русские. Уже П. Я. Чаадаев ставит вопрос о Западе и Востоке, как о двух односторонностях, нуждающиеся в гармоничном объединении [комм. 3]. Восток олицетворяет общее, государственное начало, Запад – личное, частное, а Россия должна их объединить, создавая нравственную культуру более высокого, чем доселе, порядка и «обучить» ему Запад [5, с. 188- 200; 6]. А. С. Хомяков, развивая эти идеи, формулирует идеал социальной жизни (идеал соборности) как «единства в свободе на основе любви» [7, с. 203], реализуя тем самым принцип синтеза, т.е. объединяя вышеуказанные принципы единства и свободы на более высоком уровне – в любви . И. В. Киреевский выдвигает требование цельной духовной жизни, соединяющей «ум и сердце» в «живом и цельном зрении ума» [8, с. 249], которое поможет «снять» противоречия между личностью и обществом, между народными массами и интеллектуальной элитой [8, с. 256-278]. Еше один шаг делает Ф. М. Достоевский. Его схема мирового прогресса «патриархальность – цивилизация – христианство» [9, c. 250] полностью аналогична формуле Маркса «первобытное общество – частнособственническая формация – коммунизм». Обе схемы восходят к гегелевской триаде и направляют нашу мысль к обществу более высокого уровня. Образ этого общества будущего (у Маркса это коммунизм, у Достоевского – христианство, у Вл. Соловьева – Богочеловечество) восходит к архетипу Царства Божьего, возвещенного Христом, и объединяет принцип общественного единства и принцип личной свободы, т.е. вертикальные и горизонтальные отношения в любви. Опираясь на наработки предшественников, В. С. Соловьев развил эти идеи и сформировал цельную и стройную философию истории. Согласно ей, цель и смысл истории – в обожении человечества, превращении его в Богочеловечество , т.е торжество Царства Божьего в человеке и обществе, когда снимутся противоречия личности и общества, Востока и Запада. «Христианство, – пишет Соловьев, – есть узел всемирной истории», ибо во Христе нашли себя и Восток, и Запад [10, с. 29-30]. Западное общество, обожествившее человеческое начало, пошло по пути бесконечного разделения и доходит уже до полного отрицания целостности, единства, до абсолютного атомизма в жизни, науке, искусстве. Запад утверждает безбожного человека, там везде господствует эгоистический интерес. Восток же впал в противоположную крайность «исключительного монизма», где отрицается самостоятельность человека и утверждается бесчеловечный Бог [11, с. 280-282]. Нужна третья сила, которая, соединяя человеческое с Божественным, объединила бы первые две, восстановила цельность человеческой жизни, тем самым давая человеческому

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=