Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (21) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (21), март 2017 г. 49 Мораль и право, по мнению Ященко, в своем основании апеллируют к категории свободы. Свобода, являясь содержанием как права, так и морали, объединяет эти понятия, что делает их зависимыми друг от друга. Но заметим, что в сфере права свобода имеет свою специфику, отличную от морали. Известно, что свобода в праве обладает разграничительными характеристиками. В связи с этим обращая внимание на коренную связь морали и права, Ященко в то же время отмечает, что свобода в праве получает свои характерные особенности. «Право, – пишет он, – не может быть понято как начало самостоятельное и отдельное от нравственности. Какое содержание мы ему ни давали, всегда неизбежно внесение в него момента нравственной оценки. Если содержанием права объявляется свобода, то, разумеется, свобода разграниченная, так как одни проявления свободы должны быть ограничены в пользу других, другие же проявления ее должны быть независимы, и охранены; но в самой свободе, как таковой нет никаких критериев и условий для разграничения» [4, с. 129]. Разграничительный характер свободы, по его мнению, возможен только в праве, так как «основание, по которому может быть производимо разграничение свобод, нельзя искать в самих свободах; оно должно быть взято извне» [4, с. 130]. Обратим внимание еще на один аргумент критики Ященко дуализма. Он отмечает, что различие санкций морали и права основывается на сущностном различии способов регуляции ими социальных процессов. Если право не регулирует общественные процессы со стороны государственных органов, то получается, что править будет субъективный произвол под покровом естественного права. Ященко подчеркивает: «Происходит нарушение права и нельзя облекать это правонарушение в естественно-правовые нормы, как будто оно и есть самое настоящее торжество права. [9, с. 119] Ященко утверждает, что в соотношении права и морали нарушен принцип пропорциональности в соотнесенности этих элементов, и нарушен он естественно-правовыми теориями. Как мы видим, Ященко считал право целостной категорией, содержащей в себе естественное право и позитивное право [2, с. 39]. Тем не менее, естественное право является общей идеей, которая включает в себя основной смысл действующих норм позитивного права. Позитивное право выступает как совокупность исторически действующих норм [9, с. 52]. Через нравственную критику права Ященко подчеркивал обусловленность права моралью в реальной жизни и зависимость права от морали. В его теории право – отличный от морали феномен, который характеризуется особой системой структурой, содержанием и формой регуляции общественных отношений. Из-за преувеличения нравственности в праве, само право теряет присущие ему свойства и растворяется в морали. По мнению Ященко, естественно-правовые теории, выступающие с позиций нравственного идеализма нарушают естественную пропорциональность или гармонию права и морали, признавая роль элементов морали в праве ведущими. Право не является дополнением к морали. Право, по мысли Ященко, – специфическая область социальной регуляции и самостоятельная сфера общественной жизни.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=