Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (21) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (21), март 2017 г. 48 Позитивизму свойственно утверждение достаточно жесткой государственной регламентации, а так же контроль личности государством, что естественно влекло за собой ограничение прав и свобод человека (гражданина). Русский либерализм противопоставил позитивистской точке зрения идею правового регулирования и контроля. «Оригинальность такого подхода, – пишет А. Валицкий, – состояла в привнесении элементов социализма в экономические отношения с одновременным сохранением классического либерального принципа… строго ограниченной власти. Иначе говоря, социализация правового государства понималась ими не просто как расширение сферы политической власти (путем распространения принципа политического суверенитета на экономическую сферу), но, скорее, как более высокая степень верховенства закона, как расширение сферы гарантируемых прав личности» [8, с. 31]. Что бы определить, какое соотношение может быть между моралью и правом в русской философии права, мы рассмотрим критику дуализма права А. С. Ященко. Александр Семенович Ященко (1877-1934) – русский ученый-юрист, профессор права, создатель таких фундаментальных трудов, как «Философия права В. С. Соловьева» и «Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства» [2, с. 6]. Творчество Ященко во многом предвосхитило современную постановку проблемы морали и права, особенно в плане синтетического единства. А. С. Ященко является типичным выразителем русской философии права, поскольку больше затрагивает не раскол между правом и нравственностью, как это имеет место в западном юридическом позитивизме, а непосредственную взаимосвязь права и нравственности и подчинение их более высокому религиозному закону. [4, с. 230]. Свою критику дуализма Ященко начинает с того, что право не может разделятся. Нет двух прав, положительного и естественного, а существует только одно право. Ященко выделяет, что дуализм в праве (разделение права как целостного явления) способствует нарушению пропорциональности и равновесия между его двумя главными элементами – правом и моралью. Право и мораль растворяются при дуализме права [2, с. 38]. Право как средство регуляции общественной жизни неизбежно теряет свои качественные и специфические отличия от морали. Тем более, формальные признаки права, такие как принудительность или безусловное требование выполнения юридических норм, которые санкционированы по требованию государства и правовых органов власти, в случае совпадения морали и права обязаны распространяться и на мораль. Если такой связи нет, то право, как и мораль не обладает властными санкциями и лишается своего качественного признака, а значит, не будет функционировать как право. Следующую особенность соотношения морали и права можно проследить далее в аргументах критики Ященко правового дуализма. Он отмечает, что факт деления права на естественное и положительное, делает возможным такой же дуализм между моралью и правом. При этом анализируя мораль как идентичный праву феномен.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=