Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (21) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (21), март 2017 г. 41 Д. Веневитинов выделяет мысль о преображении, в ней совершенно определенно явлено отношение к природе, требующего не только созерцательного, но и деятельного отношения со стороны человека. Эта идея явно антропологического свойства, поскольку предполагает сознательного действующего субъекта, дошедшего в своем развитии до идеи инаковости природы и необходимости ей противостоять. В этом смысле «поиск самого себя» есть главный антропологический принцип, выраженный Веневитиновым с особой силой и ясностью. «Познание самого себя» является главной идеей диалога «Анаксагор», она связана с поисками счастья. Устами Платона автор говорит: «Что значит желание опытности? где причина всех его покушений, всех его действий, как не в идее счастия, как не в надежде достигнуть той степени, на которой человек познает самого себя?» [5, с. 209]. Этот принцип он применяет к самому себе, вернее, руководствуется им в познании эстетических явлений. И. В. Киреевский очень четко подметил данную особенность в следующих словах о Веневитинове: «…в познании самого себя находил он разрешение всех тайн искусства и в собственной душе прочел начертание высших законов и созерцал красоту создания. Оттого природа была ему доступною для ума и для сердца» [5, с. 69]. Таков персональный антропологический принцип Дмитрия Веневитинова. Принцип, во многом уникальный, соответствующий определенному философскому образу, которому следовал автор. В этой же статье «Утро, полдень, вечер и ночь» высказаны важнейшие идеи этического характера о памяти. Приведем интересующий нас отрывок полностью: «Что нам настоящее? Оно ежеминутно пред нами исчезает, разрушая все надежды, на нем основанные. Между тем мысль о разрушении, об уничтожении так противоречит всем нашим чувствам, так убийственна для врожденной в нас любви к существованию, к устройству, что мы хоть памятью стараемся оживлять былое, вызываем из гроба тех героев человечества, в коих более отразилось чувство жизни и силы, и, с горестью собирая прах их, рассеянный крылами времени, образуем новый мир и обещаем ему бессмертие. С этим миром бессмертия, с этим лучшим из наших упований сливаем мы все понятия о будущем. Этой мысли посвящаем всю жизнь, в ней видим свою цель и награду. Что может быть утешительнее для поэта, который к ней направляет беспредельный полет свой? Что назидательнее для мыслителя, который в ней открывает желание бесконечного, всеобщей гармонии?» [5, с. 138]. В этом фрагменте глубоких философских идей этического характера. Во- первых, о разрушительном действии настоящего; во-вторых, о памяти как противодействии губительному действию настоящего; в-третьих, о бессмертии как главной цели и награде жизни. Тем самым образуется следующая логическая цепочка: настоящее – память – бессмертие . Но центральная идея – это, конечно, идея памяти, которая в дальнейшем будет с особой силой развита в философии общего дела Н. Ф. Федорова. Приведем один показательный фрагмент. «Наша история, – пишет Н. Ф. Федоров, – вместе и гражданская, и священная; как история борьбы, она гражданская; как история проповеди «не убий, не воюй, не борись», она не станет еще священною, не будет

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=