Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (21) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (21), март 2017 г. 39 Н. Е. Удалова Российская академия народного хозяйства и государственной службы ЭТИКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ДМИТРИЯ ВЕНЕВИТИНОВА В статье рассматриваются этически воззрения Дмитрия Веневитинова, которые базируются на его антропологических представлениях. В большей степени они проявляются в его понимании человека как неприродного существа, в идеях о самопознании человека, в оригинальной трактовке памяти и бессмертия, в идеях о назначении человека. Ключевые слова: русская философия, русская литература, Дмитрий Веневитинов, этика, антропология, искусство, человек. N. E. Udalova Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Voronezh, Russia) ETHICAL AND ANTHROPOLOGICAL VIEWS OF DMITRTY VENEVITINOV The article deals with ethical views of Dmitry Venevitinov, which are based on his anthropological thoughts. For the most part they appear in his understanding of man as a non-natural substance, in the ideas about self-knowledge of man, in their original interpretation of memory and immortality, in the ideas of human purpose. Keywords: Russian philosophy, Russian literature, Dmitry Venevitinov, ethics, anthropology, art, people. В качестве основополагающих типологических особенностей русской философии, как правило, называют «этикоцентризм» и «антропоцентризм». Во многом это тождественные и синонимические понятия, поскольку в центре – человек. Этика в большей степени исследует нравственный мир человека, в то время как антропология стремится уловить сущностные (в том числе и нравственные) черты человека в его отличии от всех прочих видов сущего. Но в любом случае человек и его человеческие особенности в фокусе философских векторов. Классическое выражение смысла этой идеи применительно к русской философии мы находим у В. В. Зеньковского, который в «Истории русской философии» раскрыл «антропоцентризм русских философских исканий», поскольку русская философия, с его точки зрения, «больше всего занята темой о человеке, о его судьбе и путях, о смысле и целях истории. Прежде всего, это сказывается в том, насколько всюду доминирует (даже в отвлеченных проблемах) моральная установка: здесь лежит один из самых действенных и творческих истоков русского философствования» [1, с. 16]. Антропологическая тематика в русской философии как особый предмет философского дискурса отождествляется с появлением самостоятельного философского мышления, связанного, прежде всего, с русским шеллингианством. Как отмечает У. Д. Розенфельд: «…можно утверждать, что «антропологический поворот» в русском философствовании совершился в 20-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=