Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (21) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (21), март 2017 г. 35 христианство? Да потому, что христианство не для того, у кого дом, семья, достаток, слава, отечество» [7]. Оригинальной выглядит концепция Шестова об отношении Ф. Достоевского к Евангелию. Он считает, что рационализирует Евангелие не Л. Н. Толстой, а именно Достоевский. Именно в слепой вере в чудеса прошлого, происходившие однократно (знаменитое воскрешение Лазаря), и нежелание выполнить евангельские заповеди в буквальном смысле и есть рационализация. Стремление же Льва Николаевича жить по божественным установлениям самому и настоятельный призыв выполнять их, обращенный к другим и есть свидетельство мистической сопричастности Христу. Впрочем, на исходе жизненного пути Ф. М. Достоевский в «Легенде о Великом инквизиторе» преодолевает собственный рационализм. Оба мыслители берутся за периодизацию творчества Ф. М. Достоевского. У Бердяева она дихотомична: период до написания «Записок из подполья» и период после их написания. Подробного анализа этих периодов не приводится. Указывается лишь на то, что в первый период «…он был еще гуманистом – прекраснодушным, наивным, несвободным от сентиментальности гуманистом» [2], а во второй – «изобличителем гуманистических утопий и иллюзий», находящимся «по ту сторону добра и зла». Во второй период «он yжe нe тoлькo пcиxoлoг, oн – мeтaфизик» [1]. Для Льва Шестова периодизация творчества писателя становится специальной задачей, описать «Историю перерождения убеждений» [5]. Литературная деятельность Достоевского тоже может быть разделена на два периода. Первый начинается «Бедными людьми» и кончается «Записками из мертвого дома». Второй начинается с «Записок из подполья» и заканчивается Пушкинской речью. Однако, при чтении «Достоевского и Ницше» можно реконструировать четыре периода: 1) От начала писательской деятельности до каторги (он характеризуется той же гуманистичностью, западничеством); 2) Период нахождения на каторге (Л. Шестовым не описывается содержательно, но постоянно упоминается при описании дальнейшей жизни Ф. М. Достоевского); 3) Период возрождения гуманизма (Л. Шестов особо отмечает повесть «Село Степанчиково и его обитатели» как наиболее светлое, оптимистическое и гуманистическое произведение писателя); 4) Поздний период, начинающийся от «Записок от подполья», в который Достоевский отказывается от традиционных трактовок добра, гуманизма и переходит на ницшианские позиции. Мы видим совпадение подходов философов к периодизации жизненного пути Ф. М. Достоевского, направленность его творческого пути от гуманистического добра к божественной свободе (русскому ницшианству). Бердяев и Шестов уделяют много внимания рассмотрения стилистических особенностей работ Ф. М. Достоевского. Причем оба соотносят его стиль со стилем Л. Н. Толстого. Во многом это соотнесение становится противопоставлением (подробное описание быта у Толстого, против схематического – у Достоевского), но делается оно по-разному. У Н. А. Бердяева Л. Н. Толстой рассматривается как гениальнейший художник и писатель.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=