Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (21) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (21), март 2017 г. 29 отомстить за себя – в прощение ; неспособность любить – в ревность [15, с. 432- 433]. Фактически Ницше развивает и конкретизирует здесь тезис Ларошфуко о том, что «наши добродетели – это искусно переряженные пороки». К числу основных душевных движений и аффектов, служащих пищей для ресентимета, относятся импульсы мести, ненависти , злобы, зависти, враждебности, коварства . Интерпретируя Ницше в христианском ключе, М. Шелер подчеркивает, что все эти негативные принципы только тогда «вступают в процесс ресентимента», когда субъект, на который они бывают направлены, остается не отмщенным или не прощенным, то есть если не происходит нравственного преодоления мести (искреннего прощения, подлинного примирения с обидчиком и т.п.) или соответствующих действий отмщения (оскорбления, физического насилия, лишения жизни). В этом случае к мести примешивается чувство неудовлетворенности от невозможности по тем или иным причинам совершить акт прощения или отмщения, сопровождаемое сознанием собственного бессилия. «Мститель, чувством подвигнутый на действие и мстящий; ненавистник, наносящий вред противнику, осыпающий его руганью при других или хотя бы высказывающий ему «свое мнение»; завистник, пытающийся получить то, чему он завидует путем работы или преступления, - все они не впадают в ресентимент, – пишет Шелер. – Только там существуют условия для его возникновения, где особая сила этих аффектов идет рука об руку с чувством бессилия от невозможности претворить их в поступки, – из-за физической или духовной слабости, из страха и трепета перед тем, на кого направлены аффекты» [16, с. 18]. Этика неценностей (Unwertethik). В XX веке концепт моральных пороков получает новый импульс развития в этике Николая Гартмана. Проблему пороков Гартман рассматривает как «этику неценностей» (Unwertethik) под углом зрения «ценностных противоположностей», а именно противоположности позитивной (добродетель) и негативной (порок), а также противоположности двух негативных ценностей (пороков). Согласно Гартману, миру позитивных ценностей противостоит мир негативных ценностей или неценностей (Unwert). Но это противостояние осуществляется не по типу ассиметричного соотношения или зеркального отражения. Так, идее «единства добродетели» не соответствует никакое единство порока, в том числе и в идее (не считая, возможно, образа дьявола). Если в храбром человеке мы невольно предполагаем также качества справедливости, верности, честности, великодушия и т.п. (в соответствии с идеей «единства добродетели»), то трус не обязательно должен быть гневливым, несправедливым, жестоким или мелочным. В этом смысле идеальному единству мира ценностей (добродетелей) соответствует идеальная разобщенность и раздробленность мира неценностей (пороков). Учитывая эту принципиальную особенность, Гартман останавливается на некоторых закономерностях, связанных с ценностными противоположностями.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=