Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (21) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (21), март 2017 г. 28 порочного человека своего времени, но и объяснение природы человеческой порочности, заставляющей людей блуждать в замкнутом круге или лабиринте пороков. Природа человека такова, полагает Лабрюйер, что ему «проще переходить от одной крайности к другой, чем вести себя так, чтобы один поступок вытекал из другого». Когда человек развращен и распутен, ему легче «впасть в ханжество, чем сделаться просто порядочным человеком» [13]. Лабрюйер был убежден, что большинство пороков произрастает на почве «слабых, вялых и холодных душ» и относится не к каким-либо злостным привычкам или серьезным недостаткам, а «к странным и смешным чертам человеческой натуры». Характерно, что Данте поместил эти «ничтожные» пороки, присущие основной массе человечества, в преддверие Ада, отказав им в праве на Ад . Ф. Ларошфуко замечает в этой связи, что «только у великих людей бывают великие пороки» [12]. Традицию парадоксальной моралистки порочности продолжил Б. Мандевиль, который в «Басне о пчелах» (1714) дал сатирическую аллегорию социально-утилитарной ценности порока, показав, как пороки частных лиц («преступниц-пчел») становятся благом для общества («улья»): Пороком улей был снедаем, Но в целом он являлся раем… И, вняв политики урокам, Дружила нравственность с пороком; Тут и преступница-пчела Для пользы общества жила… Здесь жадность, будучи истоком Всех зол, губительным пороком, Себя связала с мотовством – Сим благороднейшим грехом; Здесь роскошь бедных выручала Тем, что работу им давала; Ей гордость в этом помогала; А зависть и тщеславье тут Облагораживали труд [14, с. 14]. Пороки ресентимента. Одним из действенных психологических импульсов, позволяющих конкретизировать и адекватно объяснить мотивы порочных поступков, является ресентимент, сыгравший, как показал Ф. Ницше, ключевую роль в генеалогии морали. Согласно Ницше, «человек ресентимента » неспособен к действительной реакции, выражаемой в поступке, возмещая это «воображаемой местью ». Ницше раскрывает механизм трансформации пороков в добродетели. Вот его основные пружины: 1) бессилие, которое не воздает, превращается в доброту ; 2) трусливая подлость – в смирение ; 3) подчинение тем, кого ненавидят – в послушание ; 4) слабохарактерность и трусость – в терпение ; 5) неумение

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=