Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (21) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (21), март 2017 г. 27 Инфернология пороков. Данте продолжает античную традицию оценки порочности человека в аллегорической форме загробного воздаяния за грехи, совершенные в земной жизни. При этом, изображая грешников Ада в «Божественной Комедии», он соединяет античное учение о пороках с христианской седмицей греховности, выстраивая нисходящую по кругам «лествицу порочности». Характерно, что архитектоника дантовского Ада основывается на аристотелевской триаде «дурных нравов» или складов души: невоздержность – зверство – злоба (порок). Вергилий, объясняя Данте принцип распределения грешников по кругам Ада, прямо ссылается на Аристотеля: «Ужели ты не помнишь изреченья Из Этики, что пагубней всего Три ненавистных небесам влеченья: Несдержность, злоба, буйное скотство?» [11] Три вида дурных нравов или складов души преобразуются у Данте в «три ненавистных небесам влеченья». В соответствие с этой аристотелевской схемой Данте классифицирует пороки и распределяет грешников по кругам Ада. При этом, следуя христианской традиции, он выделяет два уровня Ада: Верхний (infernosuperiori) и Нижний (inferno inferiori). Верхний Ад (со второго по пятый круги) включает в себя пороки грешников, которые подводятся под общее понятие «несдержность ». Это – в соответствии с возрастающей тяжестью порочности: сладострастие – чревоугодие – скупость-расточительство – гнев. В Нижнем Аду (с шестого по девятый круги) караются грешники, отмеченные пороками «буйного скотства», основанного на насилии (седьмой круг) и злобе, базирующейся на обмане недоверившихся (восьмой круг) и доверившихся (девятый круг). Сама по себе триада дурных нравов интересна еще и тем, что содержит в зародыше различение степени и вида порочности: полу-порочность (невоздержность) – подобие-порочность (зверство) – собственно порочность (злоба). Моралистика порочности. Моралистическое объяснение негативных качеств человеческой природы было предложено французскими моралистами (Ф. Ларошфуко, Ж. де Лабрюйер, Л. Вовенарг, Н. Шамфор). Главным пунктом такого объяснения стало положение о том, что все человеческие пороки (как и добродетели) вырастают на почве себялюбия и своекорыстия. Вот почему «пороки входят в состав добродетелей, как яды в состав лекарств» [12]. Свое произведение «Характеры, или Нравы нынешнего века» Ж. Лабрюйер опубликовал в 1688 году в одной книге с «Характерами» Теофраста, в отличие от которого он предложил не только образное описание типов

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=