Гуманитарные Ведомости Выпуск 1 (21) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (21), март 2017 г. 19 4. Зарин С. М. Указ. соч. С. 400. Святоотеческий подход к вопросу об отношении Божественной любви к Божественной сущности всесторонне раскрывается в кн.: Беляев А. Д. Любовь Божественная: опыт раскрытия главнейших христианских догматов из начала Любви Божественной. М., 1880. 5. Святоотеческий дух мысли во многом был интуитивно присущ Толстому. М. В. Лодыженский рассказывает, что однажды он пытался заинтересовать Толстого добротолюбием и привел ему мысль подвижника VI в. Аввы Дорофея: «Представьте себе круг и в центре его – Бог. От окружности люди стремятся к Богу: пути их жизни – это радиусы к центру. Поскольку они, идя по этим путям, приближаются к Богу, постольку они делаются ближе друг к другу в своей любви; и поскольку они любят друг друга, постольку они делаются ближе к Богу». См.: Добротолюбие. М., 1992. Т. 2. С. 617. Оказалось, однако, что в записной книжке Толстого есть почти такая же схема любви-в-Боге, к которой Толстой пришел путем собственных размышлений. «Вот смотрите, – говорил он, найдя страницу книжки, где был начертан круг. – В центре у меня Бог, а мы находимся на окружности и общаемся друг с другом по окружности. Так вместо того, чтобы кружить, станем друг другу ближе: проведем хорду. Будем любить друг друга и станем ближе к Богу». См.: Лодыженский М. В. Мистическая трилогия. Пг., 1915. Т. 2: Свет Невечерний. С. 233-234. 6. Эти и подобные им мысли о благе любви особенно широко представлены в «Дневниках» Толстого. Подборку этих мыслей см. в нашей статье: Учение Л. Н. Толстого, о непротивлении злу насилием, изложенное в изречениях // Принципы ненасилия: Классическое наследие. М., 1991. С. 85-93. Литература 1. Толстой Л. Н. Закон насилия и закон любви // Полн. собр. соч. В 90 т. М.: Гослитиздат, 1928-1958. Т. 37. С. 149-222. 2. Максим Исповедник. Творения преподобного Максима Исповедника. В 2 кн. М.: Мартис, 1993. Кн.1. 353 с. 3. Толстой Л. Н. Путь жизни. М.: Республика, 1993. 413 с. 4. Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1961. P. 1001. 5. Nygren A. Eros und Agape: Gestaltwandlung der christlichen Liebe. Вerlin, 1955. P. 465-468. 6. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. СПб.: Тип. В. Ф. Киршбаума, 1907. 694 с. 7. Муретов М. Д. Новозаветная песнь любви сравнительно с «Пиром» Платона и «Песнью Песней»: [актовая речь] // Богословский вестник. 1903. Т. 2, № 11. С. 461-499. 8. Неизвестный Толстой в архивах России и США: рукописи, письма, воспоминания, наблюдения, версии / сост. и ред. И. Борисова . М.: ТЕХНА- 2, 1994. 528 с. 9. Керенский В. А. Школа ричлианского богословия в лютеранстве. Казань: Тип. император. ун-та, 1903. 748 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=