Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (20) 2016.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г. 99 Эти текстовые включения выполнены не в строгом стиле печатных заголовков советских газет, как например, в работах Эрика Булатова, а в очень изысканной и элегантной манере рукописных дневников, в духе Серебряного века, к которому нас отсылает мастер. Тексты не случайно появляются в работах, автор напоминает нам о таких культурных практиках, как ведение дневников, переписка. На ум приходит еще одна культурная практика – чтение стихов, книг вслух среди друзей или в семейном кругу. Интересны неживописные работы цикла «Пасьянс накануне семнадцатого» такие, как коллаж и инсталляция. Коллаж, посвященный Александру Вертинскому, и инсталляции «Пьеро 1» и «Пьеро 2». Инсталляция «Пьеро 2» представляет собой металлическую клетку, в которую помещена книга. Почему в клетке оказалась книга? Она символизирует культуру, искусство, которые ждут тяжелые времена. Примечательно, что для создания данных работ художник использует подлинные предметы начала века: страницы газет, журнала «Аполлон», книг, стихов Блока, афиши концертов А. Вертинского и фарфоровую куклу в костюме Пьеро из атласа, отображающую сценический образ Вертинского. В инсталляции, посвященной Вертинскому, поза куклы динамично повторяет позу певца – в руках, устремленных к публике, артист узнаваем и спустя столетие. Эти подлинные объекты начала ХХ века, введенные художником в экспозицию, создают атмосферу того времени, дают возможность почувствовать эпоху. Во вступительном слове к альбому-каталогу, выпущенному к этой выставке, Александр Ильич пишет: «Я видел прадеда один раз, в 1964-м, когда он, уже «свободный», приехал из Сибири посмотреть на меня и подарить серебряные карманные часы». Художник задается вопросом, «Может быть, прадед отдал их мне, шестилетнему, для того, чтобы сегодня я ввел в их в композицию первой работы нового цикла?..» [2]. Так возникает тема связи поколений, которую А. И. Майоров разрабатывает на материале истории собственной семьи. Зрителю предлагается определенная модель выстраивания диалога со своими предками, где проводниками памяти будет служить то наследие, что дошло до нас, их потомков: письма и дневники, личные вещи, будь-то дедушкины часы или бабушкин журнал и кукла, ведь они хранят тепло их рук, их эмоции и переживания. Они, как и часы прадеда художника впитали в себя все переживания и страдания, выпавшие на его долю и долю его поколения, которые художник выплеснул на свои полотна, чтобы напомнить нам – своим современникам о трагических событиях ХХ столетия и предостеречь от их повторения. Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что экспозиция «Пасьянс накануне семнадцатого» имеет большое образовательное и воспитательное значение. Цифровые копии рассмотренных картин можно использовать на уроках литературы, истории, посвященных культуре, поэзии и живописи Серебряного века. Так картина «Кукла со стихами Блока», как и другие, ранее называвшиеся, могут выступить своеобразным квестом, который расшифровать могут только знатоки культуры Серебряного века.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=