Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (20) 2016.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г. 98 Художник размышляет о том, как хрупка жизнь человека, и что предметы материального мира переживают своих владельцев, но кроме них от человека остаются мысли, заветы потомкам в книгах, письмах, дневниках. Картины из экспозиции собственно «Пасьянс накануне семнадцатого» − игральные карты − как символы случая в жизни, а живописец, нарисовавший их, разложил «пасьянс» истории и культуры Серебряного века. Персонажи картин − карточные «короли», «валеты» и «дамы» из начала прошлого века в различных образах: светских дам в широкополых шляпах, актеров и поэтов в костюмах Пьеро, словно вышедших из «Балаганчика» А. А. Блока. «Хотим мы того или нет, все мы раскладываем некий условный пасьянс в своей жизни, не понимая того, что высшие силы, во власти которых мы находимся, тасуют наши судьбы, как карты, и мы становимся в руках провидения участниками пасьянса загадочной раскладки» [5], – отмечает Александр Ильич. Карточный пасьянс как символ случая в жизни, какие кому выпадут карты, как сложится пасьянс? Человек никогда не знает, что ждет его завтра − война, революция, смерть или любовь? Поколению, изображенному на картинах, выпали страшные «карты» – Первая мировая война, революция. На картине «Роман в письмах» зритель видит две игральные карты: на одной вместо привычной карточной фигуры – портрет сестры милосердия, на другой – солдата с орденом на груди, между ними два цветка красный и синий, под картами стопка раскрытых пожелтевших писем, в которых мы можем прочесть отдельные слова, целые предложения. Художник мастерски выстраивает композицию, создает у зрителя ощущение, что письма написаны разными людьми, и зритель оказывается втянутым в их диалог. Автор старается передать характер героев через почерк. Солдат и сестра милосердия − участники Первой мировой войны. Если внимательно всмотреться в картину и прочитать письма, можно узнать имена героев: Вера и Алексей. Они выбраны не случайно, они символичны. Алексей в переводе с греческого означает защитник [3]. Имя Вера как символ веры человека. Несмотря на то, что герои оказались в водовороте ужасных событий: «много раненых», «наступление», cколько нежности и тепла в строках «Дорогой мой Алёшенька», «всегда помню о тебе, любовь моя», «храни бог», «молились о тебе»... Художник рассказал нам типичную историю любви в трагичное время. Из картины мы не узнаем, чем закончился «роман в письмах», выжили герои или нет. Ясно одно− любовь и вера давала им обоим силы для того, чтобы жить, сражаться, и поэтому в их глазах не растерянность и ужас, а свет и надежда. В произведениях цикла «Пасьянс накануне семнадцатого» А. И. Майоров прибегает к приему введения текста в композиции работ. Под игральными картами на картинах изображены пожелтевшие страницы дневников, писем, строки стихотворений. Художник наносит на картину стихи поэтов Серебряного века: Блока А., Ахматовой А., Северянина И., Агнивцева Н. строки стихов оживают на картинах, и после просмотра хочется взять и перечитать Блока, Ахматову, Северянина, услышать пение Александра Вертинского.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=