Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (20) 2016.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г. 97 Как одну из особенностей творческой практики А. И. Майорова искусствовед Е. Н. Короткая отмечает его намеренный уход от четкого деления на жанры, свободу в смешении манер и техник. Отсюда сложность жанрового определения, один из вариантов его философские притчи, живописные размышления [5]. В октябре 2016 года А. И. Майоров представил в Выставочном зале г. Тулы экспозицию под названием «Пасьянс накануне семнадцатого», посвященную событиям предреволюционной России. Художник старается перенестись на сто лет назад в 1916-й, и предлагает зрителю диалог о трагическом и переломном периоде в истории страны, о связи времен и поколений, наследии русского «Серебряного века», преемственности культурной традиции. В этом цикле представлены 49 работ. Шесть картин уже экспонировались ранее, но они не случайно возникают в данной экспозиции, так как взаимосвязаны с темой. Работа «Два моих прадеда» − это картина в картине. На фоне темно- синего ночного неба с высокой луной − мольберт с законченной картиной, на которой изображены прадеды художника: один в военной офицерской форме с портупеей, другой в одежде интеллигента − в пальто, шляпе. Оба стройные и изящные. На мольберте лежит палитра, на которой две кисти, георгиевский крест и нарисованная звезда Давида. Такое образное решение автора определяет национальность предков и собственную идентичность как их потомка. Перед прадедами клетка с птицей. Клетка как символ не раз появится в работах цикла. Что означает этот символ – ясно непосвященным – отсутствие свободы, неволя, то, что ждет впереди героев полотна. Живописец обращается к интересному приему написания персонажей со спины , который использовал и в других работах. Каждый по-своему интерпретирует этот композиционный прием. Варианты истолкования его различны: начиная от того, что автор не знал их и они для него закрытая книга и до того, что лицо в наше время может немного сказать о человеке. Картина приковывает внимание зрителя, и заставляет долго задержаться около неё. А знаем ли мы своих предков, прадедов? Размышляя об истории своей семьи, художник заставляет задуматься и зрителя о судьбах своих предков, об истории России в целом. Триптих «Память» и диптих «Очевидцы» посвящены ужасному событию истории ХХ века – Холокосту. На триптихе «Память» перед зрителем предстают свиток и книга, пальто с нашитой звездой Давида, повторяющее очертания человеческого тела, сломанная скрипка, пустая клетка с распахнутой дверцей. И действительно, генеалогия каждого уходит в глубокую древность. Символами этого долгого исторического пути выступают свиток Торы и вечная книга − Библия, написанные в первой части триптиха. Предметы центральной части триптиха вызывают в памяти зрителя жуткие ассоциации о трагической судьбе еврейского народа с кадрами из кинохроники времен Второй мировой войны, кинофильмов, сюжетами художественной литературы, которые сплетаются в единое полотно вместе с представленными картинами, и вызывают мурашки по телу и ком в горле. Четко, лаконично и в самое сердце.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=