Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (20) 2016.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г. 96 Путь к пониманию искусства целесообразнее всего начинать с тех авторов, чье творчество доступно для восприятия в выставочном пространстве, предполагает живое общение с автором на его встречах со зрителями. Это позволит неискушенному интересанту ощутить живую ауру произведения, а наставнику использовать самые разные формы работы по приобщению к искусству. В каждом регионе есть Мастер, чье творчество может быть образовательным и воспитательным ресурсом такого рода. В нашем Тульском регионе одним из достойных в этом отношении ресурсом является творчество заслуженного художника России, члена-корреспондента РАХ Александра Ильича Майорова, доктора искусств (степень присуждена аккредитационным и аттестационным комитетом ЮНЕСКО), профессора ТГПУ им. Л. Н. Толстого [2]. Его работы помогают понять своеобразие современной живописной системы и осознать их укорененность в творческих традициях. Прежде всего, зритель отмечает символическую природу творчества А. И. Майорова. Представители символизма, утвердившегося в России на рубеже веков, стремились проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира («от реального к реальнейшему») и его «нетленную», или трансцендентную, Красоту. Художники-символисты часто обращались к аллегории, мифологическим и библейским сюжетам [3]. Это все есть необходимая преамбула для объяснения смыслов произведений нашего современника. Анализируя работы А. И. Майорова, мы видим, что все его творчество отличает символическая образность. На картинах повторяются звезда Давида, плод граната, бабочка, менора, часы, луна, ночь, являющиеся символами разных культур и религий, и поэтому могут истолковываться различно в зависимости от контекста произведения. Так, менора (семиcвечник) является национальным символом иудаизма, обозначает Божественный свет, Мудрость, Еврейский народ, а в христианстве символом Духа Божьего [3]. Плод граната в христианском искусстве является символом Воскресения, а также единения многих под одним началом, то есть символом Церкви – по ассоциации с множеством семян [3]. Символы тысячелетиями вбирали в себя разнообразные значения. Присутствие символов в живописи заставляет реципиента активно думать, чувствовать, задействовать подсознание, интуицию – с целью лучше понять задумку художника. Каждый зритель сможет интерпретировать символы по-своему, вводя их в собственный культурный контекст. Некоторые искусствоведы относят А. И. Майорова к неосимволистам, поскольку живописец сочетает принципы символизма и авангардные решения, и называют художником-символистом «новой волны». Доктор искусствоведения Никита Воронов подчеркивает, что художник создает собственный мир символов – «майоровских архетипов: рыбка, символ раннего христианства, птицы в тонкой золотой клетке, бокал или сосуд с густым, как кровь, вином, колесики часов, свитки, образ библейского старца» [1] .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=