Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (20) 2016.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г. 92 песочные часы, поезд на железной дороге, фонарный столб. Символ растущей луны – движение по интуиции, обдумывание, бессознательное, тайны души, ее самые темные закоулки, фантазии, грезы, мечты. Туз червей – любовь, любовное гнездо, семью. Песочные часы символизируют линейное, неумолимое течение жизни, бренность жизни, смерть. Женский образ выступает символом женственности, возрождения. Фонарь – символ внутреннего света, озарение. Поезд на железной дороге – символ духовного прорыва, движущейся жизни. Вместе данный многослойный символический ряд может читаться и пониматься, например, как человек, который обдумывает стратегические цели своего существования и выбирает способы их достижения, осознавая всю ответственность перед следующими поколениями. Особенным элементом экспозиции выставки «Пасьянс накануне семнадцатого» является акцентирование внимания посетителей на беспрецедентном трагическом событии, имевшем место в мировой истории – Холокосте. Данный период в истории человечества (1938-1945 гг.) ознаменовался попыткой группы людей, объявившими себя представителями «высшей» расы, полностью уничтожить другие «неполноценные» народы. Кульминацией данного процесса стало так называемое «окончательное решение» включавшее в себя события получившие названия: Холокост (попытка массового истребления евреев) и Параимос (попытка уничтожения цыганского населения Европы). Они привели к гибели огромного количества людей и оказали негативное воздействие на жизнь всего мирового сообщества. А. И. Майорову удалось полностью передать атмосферу сложившейся ситуации в диптихе «Очевидцы» (2 – 85х45, 2015 год). На нем мы видим образы типичных представителей еврейской нации, которые характеризуют их социальное положение, а также отношение к ним правящей элиты. Об отделенном от другого мира положении свидетельствуют изображенные автором атрибуты профессий (древний свиток, скрипка), люди, не по своей воле ставшие социальными изгоями. Это прослеживается и в изображаемых знаках отличия, например, пиджак со звездой Давида в триптихе «Память» (85х70, 2 (85х45), 2016 год). В данном триптихе мы также видим множество символов. Например, свиток на книге, полная луна, сломанная скрипка, потухшая свеча, пустая птичья клетка, треснутый от времени и всевозможных событий сервиз. Все это свидетельствует о прошедшем и уже трагически невозвратном. Воспринимая образы свидетелей времени, зритель втягивается в процесс активной рефлексии. Он стремиться понять, какое место занимают представленные персонажи в трагических событиях. Являются ли они обитателями «гетто», ожидающими неминуемого уничтожения или они уже потеряли всех близких людей и утратили смысл в дальнейшем существовании, являются ли они репрессированными советской властью за их профессию, социальный статус, вероисповедание, национальность. Все это объединяется возникающим чувством обреченности и усиливается цветовым решением картин. Так как даже сам цвет имеет свою индивидуальную смысловую нагрузку в картине. Эту особенность художественного творчества А. И. Майорова, например, отмечала М. Н. Кузина. Она писала, что «у Майорова

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=