Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (20) 2016.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г. 90 историческом пространстве, служили дополнительным связующим элементом взаимодействия медиатекста выставки со зрителем. Не может остаться без внимания посетителей использование автором разнообразных техник, которые обусловлены тем, что «мысли и образы овладевают художником в постоянстве поисков новых живописных и пластических приемов и на каждом этапе творческого пути обретают свою систему обобщения» [3, с. 4]. В виду этого огромное влияние на восприятие зрителя оказывают работы с объемным изображением – фактурой, достигающейся путем послойного наложения красок. У реципиента возникают новые ассоциативные ряды, которые переплетаются друг с другом и вызывают процесс активной рефлексии. А. И. Майоров вступает в диалог со зрителем, применяя технику, которая предполагает наличие текста в картине. А. И. Майоров так описывает данное композиционное и техническое решение: «В композиции цикла ввожу стихи: Блока, Ахматовой, Северянина, Агнивцева… Еще и потому, что тогда было в ходу переписывать стихи от руки, наполняя ими дневники и альбомы, вскоре сгоревши в печках» [1, с. 8]. Сочетание образов с литературными произведениями поэтов Серебряного века способствует пониманию атмосферы, присущей данному периоду русской истории и культуры. Появляется стремление к сравнению смыслов, заложенных в текстовом и образном изображении в каждой работе, а также к поиску основополагающей идеи, заложенной в экспозиции в целом. Огромный визуальный эффект имеет использование в рамках выставки особенного приема – полиптиха. Когда произведение состоит из большого количества (до тридцати штук) фрагментов, представляющих собой отдельную картину. Каждый из них не только является частью единого целого образа, но и несет свой неповторимый глубинный смысл. Для А. И. Майорова характерно использование диптиха и триптиха в создании живописной композиции. В живописном цикле «Пасьянс накануне семнадцатого» присутствуют триптихи: «Память» ( речь о нем пойдет дальше в статье ); «Из пасьянса 1» (60х50, 2016 г.) [центральным персонажем картины выступает Дама треф, которая считается картой природной интуиции, доходящей до экстрасенсорики, дополнительными символами выступают карманные часы, находящиеся в ногах карты, и два сердца, находящиеся в голове карты], «И пасьянса 2» (60х50, 2016 г.) [центральным персонажем выступает трефовый Джокер в образе шута с комбинацией карт пасьянса, задним фоном выступают рукописи, во многом данный персонаж перекликается с символом Дурака в Старших Арканах Таро], «Из пасьянса 3» (60х50, 2016 г.) [центральным персонажем выступает червовый Джокер с символом сердца в руках и в окружении сердец, задним фоном выступают рукописи]. Также есть два диптиха: «Два моих предка» и «Очевидцы». Выразительным символом выставки является использование автором карточных образов в каждой работе. Персонажи «Пасьянса» представлены главными картами колоды королями, тузами, дамами, валетами, Джокерами. Данный подход обосновывается самим названием выставки – «Пасьянс накануне семнадцатого». В представленных на выставке картинах каждая карта

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=