Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (20) 2016.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г. 9 то бывшие рабы и цветное населения получили их только в 1870 г. (Пятнадцатая поправка). Однако, в 1890-х годах в южных штатах были введены так называемые «проверки грамотности». Чернокожие американцы, которые не были грамотными, лишались избирательных прав. Фактически это означало, что подавляющее большинство чернокожих американцев лишалось избирательных прав. Белые граждане были освобождены от этих экзаменов (Формально, от экзаменов освобождались те, чьи предки имели избирательные права до 1867 г.). Полностью эти экзамены были отменены только в 1965 г. (Закон об избирательных правах). Сам текст Конституции РФ задает нам три основных столпа конституционной идеологии: • Приверженность духовно-нравственным традициям, • Народовластие и республиканское правление • Национальная безопасность. 1. Приверженность духовно-нравственным ценностям выражена словами Преамбулы: «чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость». Русской философской мысли всегда было чуждо представление о государстве как о формально-механической системе. Государство скорее живой организм, чем бездушный механизм. Н. В. Гоголь писал в «Выбранных местах из переписки с друзьями»: «Вы очень хорошо знаете, что приставить нового чиновника для того, чтобы ограничить прежнего в его воровстве, значит сделать двух воров наместо одного. … Человека нельзя ограничить человеком; на следующий год окажется надобность ограничить и того, который приставлен для ограниченья, и тогда ограниченьям не будет конца. … Нужно оказать доверье к благородству человека, а без того не будет вовсе благородства. … нужно напирать на то, чтобы каждый держал сам себя в руках, а не то, чтобы его держали другие; чтобы он был строже к себе в несколько раз самого закона» [1]. С. Н. Булгаков в «Свете Невечернем» описывает свое видение сакрального смысла власти, как образа всемогущего Бога. При этом он делает следующие показательные замечания: «Вообще между властью и Эросом существуют сложные отношения, которые колеблются между антагонизмом и сближением. Ощущается постоянное стремление смягчить, овлажнить мужскую жесткость власти, превратить ее в эротический союз, в котором порядок совмещался бы с полной свободой и явлена была бы тайна свободного повиновения и повинующейся свободы» [2]. Нравственное измерение государства выражено и в понятии социального государства, которое раскрывается в статье 7 Конституции. Это соответствует русской религиозно-философской традиции, в которой государство понимается как «учреждение, благодаря которому можно на деле жалеть, т.е. давать помощь и защиту вместо десятков и самое большое сотен единиц – десяткам и сотням миллионов людей» (В. С. Соловьев. Оправдание добра) [3]. Равноправие граждан означает не только формальное равенство прав. Человек любого социального статуса должен иметь возможность проявить себя как социально активная, самоопределяющаяся личность.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=