Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (20) 2016.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г. 89 поиску, который в современном искусстве является неотъемлемым требованием. Автор стремится к передаче атмосферы, сложившейся в русской общественной жизни накануне больших социальных потрясений. В представленных образах можно угадать предчувствие надвигающихся трагических событий: развязку «Великой войны» (Первой мировой войны 1914- 1918 годов), последовавших за ней развала Российской Империи, Февральской и Октябрьской революций 1917 года и, ставшей своеобразной кульминацией, Гражданской войны, репрессий. То, что выпадет на долю многих наших соотечественников, что характеризует «злосчастья уцелевшего» прадеда самого художника [1, с. 8]. А. И. Майоров акцентирует внимание зрителя на отдельных типажах, характеризующих данную историческую эпоху. Каждый образ представляет определенный социальный слой или профессиональную группу, которые в той или иной степени были свидетелями и участниками вышеуказанных трагических событий. Посетители выставки неизбежно включаются в диалог с художником посредством ощущения атмосферы, изображаемой автором в своих работах. «Сложный философский мир художника загадочен и многомерен во времени и пространстве» [3, с. 4], поэтому зрителю очень трудно не поддаться соблазну проследить дальнейшую судьбу представленных персонажей и определить их роль в исторических событиях. Такая рефлексия помогает каждому человеку по-иному взглянуть на свою собственную жизнь, историю своей семьи, родственников, понять роль и место каждого отдельного человека в истории, влияния самого себя на происходящие в мире события. Наиболее заинтересованный зритель будет пытаться угадать смысл, заложенный автором в каждое произведение. На это влияет «культурный багаж», способность взаимодействовать в родной культуре и истории, знание коллективных архетипов и символов, психологии, приемов и техник, используемых в изобразительном искусстве и так далее. Само экспозиционное пространство влияет на зрителя [См.: 6]. Например, выбор экспонируемых работ и их последовательность по пути следования зрителя по выставке, включение арт-объектов (страницы из журналов «Апполон», «Пробуждение» за 1916 год, «разрозненный фарфор Гарднера и Кузнецова, ручная швейная машина «Зингер», фигурка Наполеона, открытки…» [1, с. 8], фигурка Пьеро, живые люди, играющие персонажей эпохи Серебряного века и так далее). Арт- объекты оказывают большое воздействие на формирование у зрителей определенных ассоциаций и образов. Они выступают артефактами изображаемой эпохи, являются материальными носителями русской культуры начала XX века, своеобразными свидетелями исторических событий, и позволяют мысленно перенестись в атмосферу того времени для осознания ситуации, в которой оказались представленные персонажи. Живыми арт- объектами на открытии выставки являлись «гостьи», дамы, облаченные в соответствующие исторические наряды, безмолвно прогуливавшиеся среди зрителей. Они также способствовали погружению в эпоху Серебряного. «Гостьи» создавали полный эффект присутствия человека в ином культурно-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=