Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (20) 2016.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г. 84 Александр Блок, Игорь Северянин, которому посвящена картина «Карта короля поэтов» получают своеобразную трибуну для высказывания. Введение вербального текста в живописное полотно – одно из проявлений стратегии интермедиальности весьма значимой для художника, о чем был случай написать подробно [4]. Еще одна характерная черта эпохи, вошедшей в историю под названием «декаданс», что означает упадок – эротизм. Не случайно в экспозицию выставки включен созданный прежде ассамбляж «В память о «Книге маркизы К. А. Сомова», затем эта тема обозначена в картинах «Сфинкс декаданса» и «Неизвестная». Последняя – то ли подсмотренная сцена в кабаре, то ли эротическая картинка, которые были в ходу в ту пору, о чем А. О. Балабанов рассказал в фильме «Про уродов и людей». «Сфинкс декаданса» – это вечер в городе, о чем свидетельствует лик луны, городской фонарь; нарисованные печально-томные изящные лица девушек в оконном проеме, прячущие свои взгляды от зрителя, словно чего-то стесняясь, сфинкс с девичьим лицом, озадачивая зрителя своим присутствием на подоконнике, как символ незыблемости сложившегося порядка вещей. Аллегорически в содержании работы явно просматривается эстетизм и имморализм, что подразумевала эпоха упадка. Работа «Безумный кутюрье» – одна из центральных в экспозиции. Ясно читаемый сюжет – изображенный персонаж один из тех безумцев, что создали в своем воображении образ будущего двадцатого столетия, и теперь занят его раскройкой по придуманному лекалу. Не могу не отметить удивительную убедительность живописца в передаче безумства своего персонажа, не щадящего даже того, что дорого ему самому. Ножницы, поднесенные к красной форме, напоминающей своими очертаниями сердце – своеобразное сообщение об этом. О результате деяний кутюрье можно догадаться по контрастным сочетаниям локальных пятен фона: насыщенного синего, желтого, темного серого, светлого серого, острым ломким линиям, которые их очерчивают, что в целом создает на плоскости атмосферу тревожности и неблагополучия, которую не может не чувствовать зритель. Вероятно, при восприятии этой работы первым будет чувственное восприятие сюжета, а затем уже работа мысли. Зритель окажется перед необходимостью разобраться в своих эмоциональных впечатлениях. Думаю, что эта композиция – один из убедительных примеров того, что диалог зрителя с произведениями А. И. Майорова предполагает работу разных человеческих ресурсов. «Раскладывая» пасьянс, А. И. Майоров пренебрегает принципом мемесиса, то есть подражания, он не воспроизводит реальность, а, интерпретируя историю, использует самый разный материал, создает свой собственный мир, поэтому и нарушает масштабные соотношения, законы правдоподобия реальности. Как сказал один из известных и авторитетных представителей современного искусства Дж. Кошут, «…художники работают со смыслом, а не с формой, цветом или материалом. Чтобы заставить вещь действовать, в ход может быть пущено все что угодно» [1] , в том числе и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=