Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (20) 2016.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г. 79 КУЛЬТУРНОЕ СОБЫТИЕ Е. Д. Мелешко Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОТ РЕДАКТОРА: СУДЕБ СКРЕЩЕНЬЕ… В октябре этого года в нашем городе состоялось знаменательное культурное событие – художественная выставка «Пасьянс накануне 1917» члена корреспондента Академии художеств, доктора искусств, профессора факультета искусств, социальных и гуманитарных наук Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого А. И. Майорова. Выставка привлекла внимание значительной части российской интеллигенции, имела большой успех и получила блистательные отзывы известных российских деятелей культуры и искусствоведов. Резонанс выставки продолжился в научной конференции преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов гуманитарных факультетов ТГПУ им. Л. Н. Толстого «Культурные контексты 17-го года» в стенах выставочного зала, перед художественными полотнами мастера. По сути дела – это было продолжение диалога художника со зрителем, восприятие этих полотен вылилось в размышления, которые предложены нами в статьях рубрики «Судеб скрещенье». Несколько слов, предваряющих диалог-обсуждение. Я много лет занимаюсь исследованием творчества Л. Н. Толстого, поэтому имею право на аналогии. Толстой присутствует на этой выставке, прежде всего, как великий художник и философ, контекст и смысл произведений которого связан с поиском Истины. Именно его присутствие обозначает скрещение творческих судеб, ведь понятие со-бытия – нерв художественного соприкосновения. Картины Майорова – это не только художественное полотно в красках, это, прежде всего, обращение к слову, к литературе, его картины надо осмысливать и вспоминать, они символичны, а значит – имеют «двойное дно», скрытый философский контекст. В этом его постоянное обращение к творчеству художников и поэтов «серебряного века». Эпоха накануне 17-го символически обозначена художником в серебряных часах, подаренными ему его дедом, как символике времени, которое для многих людей начала XX века оказалось «перевернутым». Поэтому часы – один из главных символов его художественных полотен. В работах Майорова прослеживается глубокая экспрессия воспоминаний, выраженная в символике прошлых лет: это и сам пасьянс, как атрибут интеллигентской культуры того времени, обернувшимся «пасьянсом судьбы» (см.: «Роман в письмах»), время, которое не властно над сердцами («Из пасьянса 1»), задумчивый Пьеро с глазами А. Вертинского («Из пасьянса 3») и «Юность пиковой дамы» с веером из павлиньих перьев.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=