Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (20) 2016.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г. 75 образовательных учреждениях (детский сад, школа) и посредством деятельности социально-общественных институтов (средства массовой информации, музеи, библиотеки, детские театры и пр.). Уровень сознания ребёнка, определяющий уровень его эстетической и духовной культуры, во многом зависит от эффективности взаимодействия данных социальных факторов. Культурно-образовательное пространство открытого типа «Детский музей» может создать условия для интегрирования усилий педагогов, родителей, деятелей культуры в решении следующих задач: разработка путей обновления содержания эстетического образования, ориентированных на гармонизацию познавательной, ценностно-ориентационной и творческой деятельности детей; создание условий для внедрения новых программ и методических разработок в области музейной педагогики в образовательную работу с детьми, имеющими проблемы в развитии; стимулирование творческой эстетической активности, развитие художественных способностей и основ культуры у маленьких детей; создание общественного культурного центра, объединяющего творческий потенциал детства и усилия различных специалистов в области искусства. В основу культурно-образовательной деятельности детского музея должны быть положены принципы: адаптивности образовательных программ, тематический, цикличности, синкретизма. Принцип адаптивности образовательных программ предполагает гибкое применение содержания и методов культурно-эстетического развития в зависимости от возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностей детей с нарушением зрения. Данный принцип реализуется с учетом тесного взаимодействия всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов, психологов, работников учреждений культуры, родителей. Тематический принцип позволяет раскрыть специфику разных видов искусства в тесной взаимосвязи с окружающей жизнью. Данный принцип является системообразующим при реализации программ эстетического воспитания в рамках деятельности культурно-образовательного пространства музея (экскурсии, тематические выставки, творческие встречи, концерты, вечера досуга, коллективные творческие занятия, семинары-практикумы и т.п.). Принцип цикличности предполагает повторяемость тематики мероприятий с целью углубления и расширения восприятия эстетической деятельности. Это способствует формированию оценочного отношения, формированию и применению эстетических навыков в разных видах художественной деятельности. Принцип синкретизма культурно-образовательных программ определяет взаимосвязь разных видов эстетической деятельности дошкольников. Общение с искусством предполагает выявление отношения детей к разным его видам, формирование ценностных ориентаций, эстетического восприятия, творческой активности. Познание многообразия мира культуры посредством включения игры, самостоятельной творческой деятельности выступает важным условием эффективности работы в области музейной педагогики.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=