Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (20) 2016.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г. 74 дефектологов, психологов и специалистов в области культуры является актуальной задачей теории и практики коррекционного образования и связано с обновлением содержания художественно-эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Главной идеей музейно- педагогического центра на базе учреждения культуры, в том числе и специальной библиотеки для слепых, должно стать присвоение ребенком культурных ценностей, выступающее как потенциальная возможность развития личности человека с нарушениями зрения, реализуемая в наше время довольно редко. Причины этого кроются, прежде всего, в содержании образования, в семейном воспитании и обусловлены недостаточной разработанностью действенных образовательных технологий приобщения детей с нарушениями в развитии к ценностям культуры. Создание музейно-педагогического пространства в городе или районе является одной из возможностей социокультурной реабилитации таких детей. Рассогласованность содержания эстетического воспитания в различных культурно-образовательных учреждениях (детский сад, общеобразовательная школа, музеи, библиотеки), ограниченность сферы деятельности каждого такого учреждения не создают условия для комплексного решения проблемы формирования эстетической культуры личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Детский музей может создать условия для целостного художественно-педагогического процесса, интегрирующего познавательную, ценностно-ориентационную и творческую направленность в развитии детей. В мировой культурной практике открытие детского музея впервые имело место в 1899 г. в Бруклине (США). В отечественной истории появление детских музеев датируется первой третью XX века, однако политические реалии того времени не способствовали их массовому развитию. Только с 90-х годов прошлого века детские музеи стали появляться на базе учреждений культуры и дополнительного образования детей. Именно в это время распространяется идея о возможностях использования музейного пространства для развития эмоциональной сферы и творческих способностей детей и активного включения их в музейную деятельность. Актуальность создания культурно-образовательного пространства, объединяющего детей с нарушениями зрения на основе эстетических интересов, склонностей, способностей, обусловлена, с одной стороны, необходимостью раннего приобщения к миру культуры, когда ещё не сложились эстетические интересы, привычки, вкусы, оценки, идеалы; с другой стороны – возможностью соорганизации и сотрудничества в рамках музея педагогов, деятелей культуры, работников музеев города, общественных организаций, родителей и других взрослых, призванных решать проблемы духовного развития личности. Атмосфера искусства, реализуемая в повседневной жизни детей, искусство как жизнетворчество, приближенность ценностей к миру детства – это решающее условие формирования начал духовной культуры и социокультурной реабилитации ребёнка с проблемами в развитии. Известно, что соответствующий возрасту объем культуры дети перенимают в семье, в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=