Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (20) 2016.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г. 64 Коммуникативная компетентность в социальном взаимодействии проявляется в диалоге, умении открыто обсуждать возникающие противоречия, непредвзятости, учете всех высказываемых мнений, компетентности в обсуждаемом вопросе. Вместе с тем, понятие коммуникативной компетентности характеризует не просто психологические качества индивидов, а межличностные отношения и предполагает социальную грамотность индивидов, участвующих в этих отношениях. По нашему мнению, в условиях информационного общества и широкого развития сетевых структур актуальное значение приобретает формирование в образовательном процессе сетевой коммуникативной компетентности как способности занимать правильное место среди потоков сообщений, выстраивать сложные коммуникативно-действенные конфигурации и придерживать этики сетевого общения. По нашему мнению, компетентностный подход следует рассматривать как ценностную и концептуально-методологическую базу современного образования, которая должна быть в основе образовательной политики мирового сообщества. На его основе возможно общесистемное развитие высшего образования не только в сторону запросов экономики и рынков труда, через усиление прагматической направленности личностной и социальной значимости образования, но и формирование устойчивой мотивации к саморазвитию личности. Таким образом, следует признать существование тесной взаимодетерминации, между технологической спецификой данного типа общества (техносферой) и институтом высшего образования. В индустриальном обществе производственные технологии (техносфера) определяют профессионализм как общественную и личную ценность. На основе этого смыслом образовательной деятельности для личности становится приобретение высоких профессиональных качеств (знаний, умений, навыков), а структура высшей школы определяется набором востребованных профессий в техносфере. В становящемся информационном обществе техносфера определяется характером связи субъекта деятельности и коммуникаций с информацией, а информация является доминирующей общественной и личной ценностью. В техносфере значительную роль играют сетевые технологии, на основе которых формируются специфические сетевые организации. В связи с этим, в ценностно-смысловой сфере главной ценностью является не высокий уровень специальных знаний, умений и навыков, а компетентность как комплексное явление, выражающееся в способности человека не только к творческому выполнению профессиональных обязанностей, но и к самореализации в социальной и духовной сферах жизнедеятельности личности. Литература 1. ЮНЕСКО. Документы и публикации [Электронный ресурс] URL: http://unesdoc.unesco.org/ulis/ru/ (дата обращения: 15.11.2016). 2. Кастельс М. Галактика Интернет. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 328 c.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=