Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (20) 2016.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г. 63 – компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Для того, чтобы контролировать проявление (возрождение – resurgence) расизма и ксенофобии и развития климата нетолерантности, образование должно «оснастить» молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий; – компетенции, относящиеся к владению (mastery) устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более чем одним языком; – компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой масс-медийными средствами и рекламой; – способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни» [5]. На основе освоения вышеобозначенных социальных компетенций должна быть сформирована компетентность социального взаимодействия. Компетентность социального взаимодействия предусматривает такой уровень межличностного опыта, т.е. обученности взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в обществе. Компетентность взаимодействия предполагает взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности, понимание партнерами друг друга, чужих намерений, установок, переживаний, состояний и т.д., осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, оказание влияния с целью изменения состояний, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т. д. Взаимодействие людей в значительной степени осуществляется на основе коммуникации. Коммуникация является одной из основных форм активности человека, без которой невозможны другие формы активности, такие как деятельность, познание и рефлексия (как автокоммуникация). Характер коммуникативной активности индивида зависит от его коммуникативной компетентности, признаваемых им коммуникативных ценностей, от специфики мотивации и потребностей в общении. Коммуникативную компетентность в первом приближении, можно определить, как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми и рассматривать как интегральное, относительно стабильное, целостное психологическое образование, проявляемое в индивидуально-психологических, личностных особенностях в поведении и общении конкретного индивида.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=