Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (20) 2016.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г. 61 социальности, поскольку индивидуумы конструируют и реконструируют свои формы социального взаимодействия» [2, с. 39]. В сетевом обществе человек становится генератором сообщений. Однако, чтобы быть включенным в жизнь сетевого общества, он должен занимать правильное место среди потоков сообщений и выстраивать сложные коммуникативно-деятельностные конфигурации. Следует отметить, что проблематика исследований сетевого общества кореллирует с проблематикой исследования глобализации. И это не случайно, поскольку глобализация является одним из самых существенных элементов в сетевом обществе. Таким образом, в информационном обществе основополагающую роль играет технология. С точки зрения Кастельса, растущие оперативность, мобильность и гибкость, делают необходимым переход к сетевым формам организации различных сфер общественной жизни. В экономике это – сетевое предприятие, в политике – интерактивная, более чуткая к волеизъявлению граждан политическая система, в культуре – единая мировая информационная сеть Интернет и глобальные масс-медиа. Технологическая инфраструктура, на которой строится сеть, определяет новое пространство почти так же, как железные дороги определяли «экономические регионы» и «национальные рынки» индустриальной экономики. Таким образом, в информационном обществе, с одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ, телекоммуникационных протоколов, а с другой – служит основным средством межличностных отношений. Переход к информационному обществу затрагивает все сферы: от экономики и до культуры, – повышая роль информации в качестве стратегического ресурса общества и фактора его развития. В информационном обществе постепенно вытесняются из жизни главные признаки и приметы индустриальной эпохи: стандартизация, специализация, концентрация, централизация, максимизация. Вместо этого в информационном обществе укореняются принципы плюрализма, децентрации, фрагментарности, которые определяют разнообразие информационных потоков. Вследствие развития информационных технологий, ситуация неопределенности в мире становится доминирующей, а она исключает готовые стандартные решения и действия. И это детерминирует необходимость изменения образовательной парадигмы. Система образования больше не может ориентироваться на стабильные производства и технологии и должна включать в себя вариативные знания, плюралистические подходы. Перед системой образования встает задача обучения самостоятельному мышлению, способности делать осознанный выбор из ряда вариантов, творческому подходу к анализу ситуаций. Иными словами, образование должно носить инновационный характер. Опережающее инновационное обучение направлено на формирование способности к предвидению, предвосхищению событий, ориентацию человека на сознательный выбор альтернатив, учет вариативности и неопределенности будущего. Если в соответствии с особенностями технологического процесса образовательная система индустриального общества предполагала укоренение человека в долговременные, стабильные

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=