Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (20) 2016.
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г. 53 своего рода, лепрозорий, территория отверженных, место, где демонстрация телесного уродства является единственным условием выживания. Тело, воспринимаемое как храм души, или, как вместилище духа, или как объект, взаимосвязанный с душой в единой целостности, подразумевает гармоничность, слаженность и симметричность. Любое телесное уродство, выставляемое напоказ, разрушает представление о целостности души и тела, лишает телесность сакральности, обесценивает и оскорбляет ее. Десакрализация тела – причина извечного человеческого интереса к уродствам, смешанного со страхом и отвращением. Поэтому концепт ужаса, представленный в этой части «Американской истории ужасов» можно охарактеризовать как ужас перед десакрализацией тела . Пятая история происходит в отеле («American Horror Story: Hotel»). Отель, как место действия, часто используется в фильмах жанра «horror», имея ряд характеристик: Отель как временное обиталище – мост между миром живых и мертвых, или как средство перехода в мир мертвых. Некоторые застревают на этот мосту. (Фильмы «Сияние»; «1408»; «Тайны старого отеля»); Отель как территория хаоса, в образе которого предстает убийца или убийцы (Фильмы «Психо»; «Вакансия на жертву»; «Идентификация»; «Хостел») Отель как территория хаоса, в лице которого предстают монстры или призраки отеля. Отель имеет зловещую историю («Сияние»; «Дом ночных призраков»; «От заката до рассвета») В пятой истории отель обладает сразу всеми этими характеристиками, а сюжет, так или иначе, отсылает ко всем упомянутым выше фильмам, а также, как и в предыдущих сезонах сериала, к реальным историям (например, история убийцы Генри Говарда Холмса). Напрямую задействованы образы самых известных в истории Америки убийц: Джеффри Дамера, Джона Уэйна Гейси, Ричарда Рамиреса, Эйлин Уорнес. Очевидна также и перекличка с сюжетом фильма Д. Финчера «Семь». Таким образом, канва ужаса сплетается из следующих основных нитей: 1. Отель как мост между мирами, и как территория хаоса 2. Реально существовавшие убийцы, продолжающие совершать убийства после своей смерти. 3. Убийства как попытка восстановить нравственный порядок (Сюжетная линия полицейского Джона Лоу) Очевидны параллели с первым сезоном сериала, где территорией хаоса предстает дом. Однако дом – это постоянное обиталище, а отель – временное, это храм хаоса, который требует принесения жертв; гость отеля – это всегда его жертва. Таким образом, пятый сезон сериала можно обозначить не просто как ужас перед территорией хаоса, а как ужас перед жертвоприношением хаосу , что, в отличие от религиозной жертвы, представляется абсолютно абсурдным, и, от этого, более пугающим. В этом смысле, в «Американской истории ужасов» наблюдается некоторая последовательность концептов ужаса, которая достигает апофеоза в пятом сезоне. Вступая на территорию хаоса (первый
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=