Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (20) 2016.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г. 52 хоррора, представленный во втором сезоне сериала, как ужас перед реальностью. «Шабаш» (Coven). Действие происходит в школе ведьм, в Новом Орлеане, месте, известным смешением многих культур и особым отношением к мистическому. Сюжет воскрешает городские легенды Нового Орлеана, такие, как легенда о королеве вуду Марии Лаво и о Дровосеке из Нового Орлеана, «убийце с топором», чьи преступления закончились так же неожиданно, как начались (с 1918 по 1919 год), аристократке-убийце мадам Лалори, а также отсылает к легендам о ведьмах Салема; религия вуду представлена как черная магия. Ведьмы преподносятся в характерной для современного кинематографа роли – не как служительницы дьявола, что было типичным представлением о ведьме в традиционной христианской культуре, а как жрицы Богини – образе, характерном для нео-языческих учений. Женская энергия, темная или несущая свет, представляется как первоначальная, природная, выстраивающая мудрость и гармонию; мужские образы теряются на этом фоне, и призваны лишь оттенять женские. Мужчина представлен как носитель хаоса – насильник, маньяк, убийца, фанатик; в лучшем случае – как безвольное и трусливое существо. Однако здесь, на фоне ведьм, маньяк и монстр не вызывает чувства ужаса. Это чувство обращено, скорее, к неукротимой женской энергии, которая может менять реальность, управлять сверхъестественным, убивать или щадить, поглощать или порождать. Представления о ведьме, как «рабе дьявола» или о ведьме как жрице Богини, по сути, несут одинаковый ужас – ужас перед женским началом . Шоу уродов. В данном сезоне представлено несколько пугающих линий: 1. Насилие над природой человека: похищение и насильственное уродование представлено в фильме как способ мести, что, отчасти, отсылает зрителя к фильму «Уродцы» (1932 г.), напоминая о таких страхах, как легенды о похищении детей (легенда о компрачикосах); представления о нанесении увечий женщинам в патриархальных обществах (в сюжете отразилось как месть отца одной из героинь, насильственно нанесшего татуировки на все ее тело), а также городские легенды о вырезании почки, о похищенной женщине, которая находится через много лет в шоу уродов, с отрезанными конечностями и вырванным языком (женщина-змея). 2. Сексуальное насилие, связанное с уродованием или убийством объекта насилия, (так называемый снафф) – относительно новая городская легенда, представленная в качестве старой истории из эпохи немого кино. 3. Несвобода – цирковые уроды заперты в своих изувеченных телах, и в границах цирка, что обрекает их на замкнутую жизнь и презрение обычных людей, воспринимающих цирк уродов как территорию ужаса. Таким образом, основные линии сюжета здесь представлены следующими страхами: страхом телесного увечья, страхом насильственного удержания, страхом сексуального насилия. «Freak show» переполнен плотью, изувеченной, искалеченной, шокирующей своим уродством. В то же самое время, территория цирка представляется как особенное место, где происходят особенные события, подчиненные особенным законам – проклятое место,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=