Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (20) 2016.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г. 51 определенный концепт ужаса, и анализ этих частей помогает определить содержание данных концептов. Так, сюжет первой части сериала вращается вокруг дома с привидениями , который представлен как роковое место, где теряется граница между миром живых и мертвых, между прошлым и настоящим, т.е. стираются границы пространства и времени. Присутствие привидений доведено до абсурда – они общаются с живыми и вмешиваются в их дела. Кроме того, в сюжете наблюдаются отсылки к таким событиям, уже принявшим оттенок городских легенд, как нераскрытое дело «Черной орхидеи» или история маньяка Ричарда Спека (массовое убийство девушек в Джеффри Мэйнор хауз в 1966 году). Красной нитью проходит история любви девушки и привидения – молодого человека – как отсылка к молодежным романтическим историям жанра хоррор («Сумерки» – роман девушки и вампира). Можно провести параллели и с фильмом «Ребенок Розмари» – героиня «Американской истории ужасов» рожает монстра от таинственного жестокого призрака, а также с фильмом «Кладбище домашних животных» – так же, как и упомянутое кладбище, дом является «местом силы» – но, если на кладбище домашних животных оживают мертвецы, то на территории дома мертвецы остаются жить вечно в виде привидений, не отличимых, впрочем, от живых людей. Таким образом, все эти события связаны с домом, с территорией, на которой находится дом. Этот сюжет можно охарактеризовать как сюжет о соседстве умерших и живых, но не с драматическим оттенком глобального постапокалипсиса, как в сюжете о зоби-эпидемиях. Хаос царит не везде, а только в границах страшного дома. Поэтому данный концепт условно можно обозначить, как ужас перед территорией хаоса. Клиника для психически больных. Сюжет отсылает к 60-м годам 20-го века, поднимая следующие фобии: страх перед сатанизмом, страх перед похищением инопланетными пришельцами, страх перед сексуальными маньяками, страх перед мутантами и тайными медицинскими экспериментами над людьми, страх перед фашизмом. В некоторых местах возникают ассоциации с фильмами «Изгоняющий дьявола», «Степфордские жены», «Имитатор», «Молчание ягнят». Такой, казалось бы, бессистемный и алогичный ряд страхов объединяет одно – все они были характерны для американского общества 60-х. Характерно также и то, что присутствует неявная, но все же хорошо понимаемая отсылка к типичному страху потери свободы и собственной идентичности (60- годы 20 века в США известны постановкой типично этических вопросов: дискурсом о свободах женщин, секс- меньшинств, расовом равноправии) – сумасшедший дом представлен не как место пленения мертвых, а как место, где стирается личность живых. Несмотря на мистические моменты, суть этого сюжета заключается в том, что живые люди представляют куда большую опасность, чем мертвые, ибо демоны вселяются в живых людей и творят зло их руками, а чаще даже и это не является необходимым для зла – доктора оказываются маньяками, в богоугодных заведениях запирают здоровых людей и выращивают кровожадных мутантов. Все вышесказанное позволяет определить концепт

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=