Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (20) 2016.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г. 50 Сам зритель, потребитель этого жанра, выступает в качестве творца и рассказчика страшных историй – ведь не случайно в начале 21 века, в период начавшегося кризиса жанра, приобрели популярность сюжеты, снимаемые скрытой камерой как бы от лица зрителя (мокьюментари horror), которые включают зрителя в процесс наблюдения и делают его соучастником событий в большей степени, чем в обычном кино. Подобное непосредственное участие предполагает не кино, как «великую иллюзию», а кино как глобальный пересказ уже увиденного, но только от лица зрителя . Этот пересказ как будто говорит нам: все, что было раньше в самых страшных сюжетах – все это было правдой, и теперь не придумать ничего страшнее – однако будет страшнее, если это повторится, и вы будете наблюдать за этим собственными глазами. Возрастающая толерантность к чужой смерти и страданиям все больше отодвигает искушенного зрителя от ужаса, а, следовательно, от катарсиса. И тогда, при очередном кризисе жанра, когда и мокьюментари horror приедается, кино предлагает новую интерпретацию культурной истории, выполненную в жанре horror: новейший, выполненный в жанре horror, «опыт веры», который транслирует особый ужас реальности, идею о том, что каждый из нас – герой этой непрекращающейся истории ужасов, истории, которая существовала в прошлом, существует сейчас и будет существовать всегда. Именно при таком подходе наиболее ярко проявляется та специфика кинематографа, которую Ю. Лотман называет «борьбой со временем и пространством» [5]. Такой подход использован в современном сериале «Американская история ужасов» (American horror story). Эту идею можно условно обозначить как обращение к концептам жанра horror. В фильмах ужасов важным является атмосфера ужаса (suspense), «схватывание» зрителем смысла ужаса, что в определенной мере приближает зрителя к переживанию собственных фобий. Хорхе Луис Борхес сводил все многообразие сюжетов мировой литературы к четырем историям, смыслам, циклам: «Историй всего четыре. Одна, самая старая – об укрепленном городе, который штурмуют и обороняют герои… Вторая, связанная с первой, – о возвращении... Третья история – о поиске…Последняя история – о самоубийстве бога…Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их – в том или ином виде» [2, с. 280-281]. Четыре истории пересказываются по-разному, в разные времена, но их смыслы остаются неизменными. Жанр horror, ставший самостоятельным явлением в кинематографе, можно рассматривать как своеобразный пересказ четырех историй – пересказ, осуществляемый в соответствии с историей и культурой страхов целой эпохи, народа, поколения. Сам формат сериала, в который облечены сюжеты «American horror story» который, в отличие от так называемых «мыльных опер», предполагает полноценный, с кинематографической точки зрения и разбитый на ряд частей («сезонов») сюжет, является, на данный момент, одним из наиболее новых и популярных кинематографических подходов. «Американская история ужасов» поделена на несколько, с первого взгляда не связанных друг с другом, «сезонов», с различным сюжетом. Каждая часть сериала транслирует

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=