Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (20) 2016.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г. 49 содержательным, порой превращаясь в объект сообщения» [5]. Таким образом, киноязык способен доносить, пересказывать некоторые культурные и исторические события, подвергая их собственной трактовке. Вопрос о трактовке этих явлений посредством киноязыка тесно связан с проблемой достоверности киноискусства или веры в то, что показывается на экране: в конечном итоге, показанное на экране становится частью культурной истории и трансформирует представления о ней, что может повлечь за собой превращение истории в миф [5]. В этой связи Ж. Деррида говорит о новом способе видения, которое подарил человечеству кинематограф, и это новое видение связано с особым опытом веры: «Опыт веры, о которой идет речь, связан с существованием совершенно определенной технологии – технологии кино, и потому он насквозь историчен. Дело в том, что этот опыт окружен некой дополнительной аурой. Есть особая память кинозрителя: она позволяет ему проецировать самого себя в те фильмы, которые он уже видел. Именно поэтому способ видения, который подарило нам кино, столь плодоносен. Мы видим появление новых призраков, но одновременно с тем мы помним (и проецируем на экран) призраки, которые населяли уже виденные фильмы» [3]. Цель кино жанра horror – приближение зрителя к самому себе, к собственным страхам и страхам поколения, чтобы, переживая их, ощутить катарсис, ибо именно катарсис, по мнению Аристотеля, является высшей целью искусства подражания [1, с. 1064-1112]. Это – своего рода, доступный каждому сеанс психоанализа, по словам Деррида [3], а в случае жанра horror, это сеанс психоанализа, помогающий «пациенту» увидеть свои темные стороны, столкнуться с собственными фобиями, понять и пережить их. Можно сделать вывод, что именно кинематограф, являясь наиболее массовым и доступным видом искусства, позволяет зрителю достичь состояния катарсиса и приблизиться к самому себе. И в этом смысле, жанр horror имеет особое значение, становясь, своего рода, шоковой терапией для зрителя. Значение слова horror в английском языке подразумевает ужас с оттенком отвращения. Г. Лавкрафт определяет ужас как страх перед неведомым, пред чем-то, что противоположно природе человека, что является носителем древнего хаоса [4, с. 1087]. В этом случае оттенок слова «horror», означающий омерзение, отвращение, становится оправдан – так как все неестественное, противное законам человеческой природы в какой-то степени может вызывать отвращение. В философском смысле ужас рассматривается в онтологическом, этическом, эстетическом, социокультурном контекстах. Horror, как современный кинематографический жанр, также может быть рассмотрен с позиций эстетизации ужаса и смерти, этического значения фильмов подобного жанра (в контексте дилемм этики искусства) и т.д. Однако он является еще и своеобразным языком пересказа культурной истории, и такой подход может являться методологической основой для этического, эстетического и социокультурного значений жанра. По какой причине кино жанра horror стало языком пересказа культурной истории? Это происходит из-за того, что основные сюжеты ужаса исчерпаны.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=