Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (20) 2016.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г. 48 Ю. В. Назарова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого КОНЦЕПТЫ HORROR КАК ЯЗЫК ПЕРЕСКАЗА КУЛЬТУРНОЙ ИСТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ СОВРЕМЕННОГО КИНЕМАТОГРАФА) В статье рассмотрены особенности киноязыка фильмов жанра horror и его влияние на интерпретацию культурных явлений. На основании философской литературы рассматриваются катарсический и психоаналитичский эффекты фильмов жанра horror. Анализируются современные особенности horror-кино, в контексте кризиса жанра, которые придают языку horror-кино новые значения. На примере современного кинематографа выделяются концепты ужаса, которые определяются как особый язык пересказа культурной истории. Анализируется взаимосвязь концептов ужаса, их социальные и культурные смыслы. Поднимается вопрос о достоверности пересказа культурной истории языком кинематографа, подчеркивается противоречие между историей и мифом, создаваемыми кинематографом. Ключевые слова: культурная история, язык кино, «опыт веры», ужас, концепты ужаса, миф и история. Y. V. Nazarova Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia) CONCEPTS OF HORROR AS A LANGUAGE OF RETELLING OF CULTURAL HISTORY (ON THE EXAMPLE OF MODERN CINEMA) The article describes the particular qualities of language of horror-movies and its influence on the interpretation of cultural phenomena. Based on the philosophical literature the author considers the cathartic and psihoanalitic effects of horror-movies. The article analyzes the horror- movie in the context of the crisis of genre, which give language of horror-movie new values. The modern cinema creates special horror concepts, which are defined as a special language retelling of cultural history. The article describes the relation of concepts of horror, their social and cultural meanings. It raises questions about the reliability of retelling of the cultural history of the language of cinema. The author identifies the contradiction between history and myth created by the cinema. Keywords: cultural history, the language of cinema, "the experience of faith," the horror, the horror concepts, myth and history. Культурная история, как новая парадигма исторической науки, предполагает рассмотрение истории как истории культурных значений, представлений, символов и коммуникаций [6, с. 240-242]. Это порождает особые подходы к интерпретации культурных явлений, одним из которых является кинематограф. По словам Ю. Лотмана, кинематограф обращается к каждому из нас, причем кинематограф имеет иное соотношение языка и содержания, чем другие семиотические системы: киноязык «становится

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=