Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (20) 2016.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г. 26 предпочтений каким-либо политическим объединениям, если эти предпочтения могут повлиять на деятельность театра; 5) Запрет на использование авторитета в целях влияния на органы государственной власти, должностных лиц и отдельных граждан; 6) Обязательность уведомления руководства театра о возникшем конфликте интересов. – Проблема терпимости. Непрекращающийся процесс культурной глобализации, взаимообмена и взаимопроникновения культур актуализирует вопрос терпимости к иным культурам и национальностям. Этот вопрос, так или иначе, поднимается во всех перечисленных кодексах, раскрываясь в нескольких смыслах: 1) как уважение и терпимость к традициям и обычаям других культур; 2) как межконфессиональная терпимость; 3) как уважение ко всем социальным группам. – Этика взаимоотношений с коллегами и другими работниками театра. Необходимо отметить, что у Станиславского одним из оснований профессиональной этики актера считался принцип коллективного творчества, под которым подразумевалась вовлеченность в творческий процесс и взаимопомощь как актеров, так и всех работников театра, включая вспомогательный персонал. Этот принцип можно проследить и в современных театральных этических кодексах, причем он обеспечивается следующими условиями: 1) Требованием конфиденциальности. В некоторых кодексах специально оговариваются правила неразглашения информации о взаимоотношениях в театре, воздержании от негативных оценок действий руководства театра или его отдельных сотрудников, причем эти требования распространяются и на высказывания в социальных сетях или личных блогах. Также налагается запрет на разглашение конфиденциальной информации, связанной с театральной деятельностью. 2) Прописаны правила взаимоотношений с коллегами, такие как вежливость, доброжелательность, корректность, внимательность, терпимость. 3) Требования обеспечения коллективного сотрудничества и конструктивных взаимоотношений. – Этика по отношению к себе. Согласно К. С. Станиславскому, этика актера по отношению к себе подразумевала высокий уровень самореализации, саморазвития и самодисциплины, а также самоотдачу, что сформулировано в известной фразе: «Любить искусство в себе, а не себя в искусстве». В современных этических кодексах можно обнаружить следующие принципы этики по отношению к себе: 1) требование развития и самореализации личности; 2) высокий профессионализм и качество предоставляемых услуг; 3) профессиональная добросовестность; 4) высокая культура общения. Вывод: современная этика актера полностью перешла в сферу профессиональной этики, под которой подразумеваются правила поведения, актуализирующие конкретные практические проблемы данного профессионального сообщества. Могут ли все проблемы искусства поместиться в границы кодекса, может ли талант быть ограничен конкретными правилами и четкими принципами? Или этический кодекс актера – это всего лишь необходимый минимум нравственности, который носит, скорее вспомогательную, а не ограничительную функцию? Эти вопросы формулируют

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=