Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (20) 2016.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г. 23 А. Ю. Каширин, Ю. В. Назарова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ЭТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В СИСТЕМЕ К. С. СТАНИСЛАВСКОГО И СОВРЕМЕННАЯ ЭТИКА АКТЕРА В статье анализируется влияние этических принципов Системы К. С. Станиславского на современные представления об этике актера. Подчеркивается, что техника театральной игры, согласно Станиславскому, имела этическое значение, поскольку ее целью было преобразование склада души – как актера, так и зрителя. С другой стороны, отмечается, что правила этики для актеров, разработанные Станиславским, представляют собой одну из первых попыток кодифицирования профессиональных этических принципов в ХХ веке. Показано, что этические правила современных российских театров во многом сохранили традиции этического регулирования по Станиславскому. В этой связи проводится обзор современных театральных кодексов; выделяются актуальные этические принципы современной этики актера, представленные в действующих этических кодексах российских театров. Ключевые слова: профессиональная этика; этика искусства; этика актера; этический кодекс театра. А. Y. Kashirin, Y. V. Nazarova Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia) ETHICAL ELEMENTS OF THE STANISLASKY SYSTEM AND THE MODERN ETHICS OF ACTORS The article analyzes ethical influence of the Stanislavsky system on modern ethics of actor. It is emphasized that the technique of the acting, according to Stanislavsky had ethical value since its purpose was to transform the warehouse of the soul - as the actor and the audience. On the other hand, it noted that the ethics rules for actors Stanislavsky developed appeared as one of the first attempts to codify professional ethics in the twentieth century. It is shown that the ethical rules ency--Russian theaters variables largely preserved the traditions of ethical re-regulation Stanislavsky. It provides an overview of contemporary theatrical codes; allocated relevant ethical principles of modern ethics of the actor, presented in ethical codes of Russian theaters. Keywords: professional ethics; Arts ethics; actor ethics; Code of Ethics of the theater. Система К. С. Станиславского уникальна не только с точки зрения театральной практики, но и с точки зрения профессиональной этики – по сути, это одна из первых попыток этического регулирования в профессиональном сообществе, разработанная с учетом специфики, целей и задач конкретной профессиональной деятельности. Станиславский писал: «Этика и техника оберегают процессы творчества от засорения ненужными задачами и чувствами» [6, с. 12]. Вопрос об этической составляющей Системы, об осмыслении ее нравственных принципов до сих пор остается малоизученным в философской литературе. Актуальность проблемы профессиональной этики актера подчеркивается возрастающим влиянием публичных, медийных персон в сфере культуры и политики; расширением их публичности, что приводит к

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=