Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (20) 2016.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г. 19 фоне сегодняшних сложностей, связанных с поисками онтологических оснований знания и познания, с процессами формирования «новой эпистемологии» интерес философов и ученых к этой сфере еще более активизируется. Разумеется, это вполне объяснимо: изменения в обществе и культуре с необходимостью расставляют новые приоритеты в направлении все более очевидного перехода от «мира науки» к «миру жизни» (в терминологии Г.-Г. Гадамера). Такова, на наш взгляд, новая, постнеклассическая парадигма, которая «задает» сегодня оптимальную модель взаимоотношения и сопряжения науки и ненаучных форм знания в диахронном и синхронном измерении. По нашему мнению (как мы, собственно, отмечали это в серии публикаций по данной проблематике [См. 12; 13]), «отрефлектировать природу науки и логику развития научной рациональности нельзя, выводя «за скобки» отношения науки с альтернативными стратегиями и оппозиционными формами знания. Тем более, рассматривая науку изолированно от исторического генезиса «других» рациональных и ментально-когнитивных форм мироосвоения, от социокультурного контекста, в котором они вызревали и которым в известной мере были с необходимостью обусловлены» [12, с. 21; 13]. И, наконец, последнее: хотелось бы надеяться, что развиваемые в данной статье идеи в определенной мере могут способствовать разрешению сложной проблемной ситуации, сложившейся в современной эпистемологии и философии науки. Литература 1. Бахтин М. М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. 345 с. 2. Вебер М. Исследования по методологии науки. В 2 ч. М.: АН СССР ИНИОН, 1980. 3. Гадамер Г. Истина и метод. М.: Знание, 1977. 154 с. 4. Гегель Г. В. Ф. Философия истории / пер. А. М. Водена. СПб.: Наука, 1993. 470 с. 5. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / пер. В. И. Молчанова // Логос. 2002. № 1 (32). С. 132-148. 6. Делез Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. М.: ПЕР СЭ, 2001. 480 с. 7. Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. М.: Прогресс, 2000. С. 407-427. 8. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Культурология. ХХ век. Антология. М.: Юрист, 1995. 703 с. 9. Калинина Г. Н. Аксиологические парадоксы знания на границах современной науки // Вестник БГТУ им. В. Г. Шухова. Сер. Естественные и гуманитарные науки. 2013. № 6. С. 227-230.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=