Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (20) 2016.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г. 15 философско-этической рефлексии границ знания с позиции антропокосмических перспектив человечества. В существе своем данный ракурс будет плодотворен для оптимизации процессов реальной гуманизации науки; для разрешения вопроса о возможном и допустимом в любом знании в пользу самоценности жизни как таковой. В этом – важнейшая интенция данной статьи. Проблема философской рефлексии границ научной рациональности и других форм знания отнюдь не нова. Так или иначе, она ставилась и решалась как в классической, так и в неклассической философии науки. Об этом свидетельствует достаточный массив источников по данной проблематике. В этой связи интересно отметить, что реализация историко-философской и методологической экспликации философии как формы рационализма, отличной от науки, потребовала, в первую очередь, обращения (и опоры) на труды великих немецких классиков: И. Канта, Г. Гегеля, М. Вебера, Г. Гадамера, Э. Гуссерля, В. Дильтея, М. Хайдеггера, Ф. Шеллинга А. Шопенгауэра, О. Шпенглера, К. Ясперса, из которых, собственно, и выросла вся «неклассическая» концептуализация проблемы [15; 4; 2; 3; 5; 8; 25; 27; 26; 28]. Также эта тематика основательно представлена в постпозитивистском дискурсе [18; 19; 21; 24]. А так же концепциями представителей постаналитической и постструктуралистской философии [6; 7; 22]. Здесь вопрос феномена границ поднимался в качестве концептуальной идеи. Истоки осмысления границы как понятия и феномена восходят к формированию философского мировоззрения, где она (в значении предела, меры) выступала предметом осмысления, преимущественно с точки зрения некоего предельного понятия, объясняющего мироустройство. В истории философии граница (в значении «знания о незнании» или «знания незнания» (Г.-Г. Гадамер) рассматривалась и как знание предела (Аристотель: «невозможно знать, пока не дойдёшь до неделимого»); и как «учёное незнание» (Н. Кузанский), и как непознаваемая «вещь в себе» (И. Кант), и как «абсолютное знание» (Г. В. Ф. Гегель). В ходе последующей рефлексии граница обретает статус концептуальной идеи, в орбите которой шло оформление и постулирование базисных положений ряда философских школ и направлений (философия жизни, феноменология, экзистенциальная философия, философская герменевтика, философская антропология и др.). Онтологически- событийный смысл границы выявляется в трудах Э. Фромма. Трансформации, вызванные системным кризисом рубежа XIX-XX столетий, оптимально переориентировали поиски философского познания в сторону актуализации, прежде всего, антропологических и экзистенциальных смыслов, обозначив в качестве важнейших приоритеты индивидуально- личностного начала в познавательной сфере. В исследовании экзистенциально- антропологических смыслов границы существенную роль сыграли труды Ф. Ницше, В. Дильтея, С. Кьеркегора, Ф. Шлейермахера, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Г.-Г. Гадамера, К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, М. Бубера, Ж. Лакруа, Х. Ортега-и-Гассета и др.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=