Гуманитарные Ведомости Выпуск 4 (20) 2016.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 4 (20), декабрь 2016 г. 103 Рецензии А. В. Слобожанин Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Г. В. СОРИНОЙ «ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА: МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА» В условиях современного состояния российской системы образования особый интерес представляют технологии обучения, направленные на формирование у студентов различных компетенций, выходящих далеко за рамки предметно-дисциплинарных знаний и умений. В связи с этим актуальным является использование технологии экспертного анализа текстов, разработанной профессором Сориной Г. В. Структура, методологические основания, отзывы студентов и аспирантов об использовании экспертного анализа представлены в данном пособии. Методологическим основанием работы является диалогизм, который восходит к сократическому методу и раскрывается как теоретическая категория в учении М. Бахтина. Принцип диалога представлен в работе не только теоретически, но в многообразии голосов студентов, аспирантов и коллег автора, высказывающихся о применении авторского подхода на практике. Существенным для автора является и сочетание традиционного и инновационного, которое, на наш взгляд, может быть выражено фразой «к целям традиционного образования через средства инновационных технологий». Диалогизм конкретно представлен в технологии Г. В. Сориной на трех уровнях: как диалог с преподавателем (преподаватель дает задание сделать экспертную оценку текста, помогает в создании экспертной группы), диалог с текстом (понимание терминов, постановка вопросов к тексту, размышление и ответы на вопросы), диалог внутри малых групп (экспертной и учебной). Следует отметить, что Сорина Г. В. справедливо обращает внимание студентов- гуманитариев на соотнесение текста с проблемами собственных научных исследований, с областью будущей профессии. Существенным достоинством экспертного анализа текста является его ориентированность на групповую работу, в том числе – на team-building. В целом, выполнение заданий в свете исследуемой методологии неизбежно приведет студентов к получению опыта деятельности, в том числе, управленческой и научно-исследовательской. В структуре пособия можно выделить четыре смысловых блока: теоретико-методологический (главы 1 и 5), методическо-организационный (глава 3) и практический. В первом блоке автор описывает философские истоки методологии экспертного анализа текста, показывает его четырехчастную структуру, устанавливает последовательность этапов работы с текстом. Сориной Г. В. создан свод этических норм Методологии экспертного анализа текста (МЭАТ),

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=