Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(19). 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (19), октябрь 2016 г. 92 Кастеллино было вовлечено множество мирян, мужчин и женщин, из разных слоев общества. Они выполняли самые разные функции [18, р. 360]: управляющих, учителей, служителей, персонала, следившего за соблюдением тишины («silenzieri») и высматривавшего на улице новых потенциальных учеников («pescatori» / рыбаки). Школы работали по воскресеньям и церковным праздникам, всего 85 дней в году или даже больше, а продолжительность занятий составляла в среднем два часа в день или немного дольше [34, р. 412- 413]. Как уже отмечалось, кроме христианских наставлений, там бесплатно учили читать и писать, что было весьма привлекательно для детей из бедных семей [18, р. 363]. Как именно в этих школах обучали катехизису и чтению, и какие дидактические инструменты использовали? В Италии XVI в. было четыре жанра печатных катехизических текстов для школ христианского вероучения: уставы, катехизисы, правила «христианских обычаев» и разнообразные пособия [34, р. 465]. Для нашего исследования наибольший интерес представляют «Interrogatori», чье происхождение также связывают с Кастеллино да Кастелло [34, р. 411]: это сокращенные катехизисы из вопросов и ответов, использовавшиеся учениками школ [Коммент. 20]. У многих учеников дома были свои катехизисы (хотя выходя из школы, каждый оставлял у привратника собственный подписанный экземпляр [34, р. 421], который покупался на средства школы [18, р. 364]. В этом смысле организаторы школ христианского вероучения в полной мере воспользовались возможностями книгопечатания, превратившись в клиентов, обеспечивающих типографиям крупные и разнообразные заказы, о чем свидетельствует длинный список катехизисов, проповедей для чтения, гимнов для пения, правил «христианских обычаев», уставов и других материалов для религиозной пропаганды, издававшихся для этих школ [Коммент. 21]. Экземпляр «Катехизиса» (Interrogatorio), на который я опираюсь в данной статье, хранится в библиотеке Брайдензе в Милане (ZY.I.46/2): Катехизис христианского вероучения. Проверенный и исправленный по велению Его Высокопреосвященства кардинала Борромео, архиепископа Миланского, во исполнение решений Собора провинции от года MDLXIX. Переиздан в году 1575, в Милане в типографии Пачифико Понцио, в 1575 году в марте месяце, по заказу М. Маттео Безоццо [Коммент. 22]. Типографское оформление подчинено дидактическим потребностям катехизиса: текст разделен на короткие параграфы с заголовками (Об имени христианина, Об отличии христианина, и т. д.), в которых на каждый вопрос учителя следует ответ ученика. Текст написан строгим книжным языком, в котором выделяются флорентинизм fusse – «был бы» (9) и поэтическая литературная форма priega – «молится, молит» (16). Очень тщательно отслеживается – что необычно для текста, напечатанного в северной Италии – написание двойных согласных [Коммент. 23], с немногими случаями гиперкоррекции, такими как robba/robbare (вместо robare) – «грабить» (19) и doppo (вместо dopo) – «после» (9). Однако в тексте можно выделить и нетосканские фономорфологические особенности; некоторые из них мы уже встречали в «Бабуино» начала XVI в. из Болоньи:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=