Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(19). 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (19), октябрь 2016 г. 91 Еще один ценный экземпляр «Бабуино» хранится в Библиотеке Алессандрина в Риме. Он датирован 1582 г. и издан в Лукке «Джулиано Баччолини и товарищами, Лавка под золотой вазой». Это «Книжка, чтобы быстро научиться читать, под названием Бабуино. С кратким способом служить мессу» (Libretto da imparare presto a leggere, chiamato babuino. Con un breue modo da seruir la messa) [21]. Само заглавие открыто указывает на присутствие в книге дидактического материала из учебников, использовавшихся в воскресных школах катехизиса, о которых пойдет речь дальше. Действительно, после основных сокращений, слоговых комбинаций, антропонимов, названий стран, городов и их жителей, а также латинских текстов Pater noster, Ave Maria, Salve Regina и Symbolum Apostolorum следуют молитвы и фразы, произносимые священником или верующими в ходе мессы, по принципу «Катехизисов христианского вероучения» [Коммент. 19]. Новая направленность текста появляется и на иконографическом уровне: если на титульном листе перуджийского текста нарисован школьный учитель с четырьмя учениками, издание из Лукки украшено изображением знаменитого распятия из Луккского собора, известного как «Святой лик» (Santo Volto), что подчеркивает особое значение, придаваемое крестному знамению в Школах христианского вероучения. Это переплетение сопутствующих традиций поддерживает и другая книга (ныне хранящаяся в Британской библиотеке) под названием «Книжица, весьма полезная для обучения чтению, письму и счету, с основами христанского вероучения» (Libretto motto utile per imparare a leggere, scrivere et abaco, con alcuni fondamenti della Dottrina Cristiana), опубликованная в Венеции в 1546 г. Доменико Мандзони [23, d. 52]. В этом издании используются хорошо известные дидактические инструменты – помимо основ чтения и письма вводятся также начала арифметики [18, р. 335] – однако ощущается и влияние новых дидактических потребностей, связанных с католической Контрреформацией. Основанные Кастеллино да Кастелло Школы христианского вероучения, которые мы уже упоминали, родились из искреннего стремления к обновлению веры, образа жизни верующих и социальных структур [32; 1, р. 35-40; 25, р. 257-272]. Они были направлены, прежде всего, на обучение детей из самых бедных семей: как гласит Устав (Constituzioni) 1585 г., «правильно обучать детей – значит обращать мир к подлинно христианской жизни» [34, р. 407]. Подобные школы быстро распространились по всей северной Италии, а также во Флоренции и Риме [18, р. 361-362]. В этих учебных центрах, получивших одобрение Тридентского собора и поддержку местных епископов, активно преподавали большому числу детей катехизис, чтение, письмо и счет («абак», как его называли в ту эпоху), и в конце концов они превратились в один из главных факторов распространения грамотности на севере Италии [33, р. 761- 762]. В 1579 г. в Болонье существовало 40 школ христианского вероучения, причем только школы для мальчиков посещало в среднем 3300 детей, а общее число учеников достигало 5000 [34, р. 458]; в 1591 г. в Милане было около 120 школ катехизиса, в которых обучалось 12 750 мальчиков и девочек, в то время как все население города составляло 200 000 человек [32, р. 323-326]. В школы

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=