Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(19). 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (19), октябрь 2016 г. 85 Главное наше стремление – наставлять в христианской жизни, которой обучает катехизис. Следует, чтобы те, кто желает овладеть письмом и счетом, прежде всего, однако, усердно изучили катехизис и поднаторели в нем, иначе они будут исключены [20, 1v]. История распространения грамотности в Италии в большой степени связана с утверждением книгопечатанием и с изданием определенных книг, которые в течение XVI в. века стали фундаментальными дидактическими инструментами начального обучения, охватившего таким образом социальные группы, которые ранее не были им затронуты. Даже если поначалу и ненавистная некоторым представителям Церкви [Комментарий № 2], возможность дешево приобретать книги вызвала, тем не менее, желание научиться читать во многих, кто до того времени абсолютно не чувствовал этой потребности. Речь шла, главным образом, о дешевых изданиях, нередко просто листках, которые доставали у скромных печатников или бродячих торговцев на рынке. Благодаря им, как мы увидим, можно было овладеть начатками грамоты, чтобы получить доступ в «волшебный» мир написанных текстов [Коммент. 3]. Тот, кто научился читать и писать, потом мог в свою очередь учить этому других. Так, например, фриуланский мельник Доменико Сканделла, осужденный инквизицией по обвинению в ереси, на допросе в 1599 г. заявлял: «Я работал пильщиком, мельником, трактирщиком, держал школу, где учил детей читать, писать и считать, а еще играл по праздникам на гитаре» [16, р. 120]. Точно так же миланский плотник Джован Баттиста Казали, научившийся читать и писать в воскресной школе христианского вероучения, вспоминал, что некоторое время исполнял обязанности учителя при церкви Санти-Джакомо-э- Филиппо в 1564 г.: «[...] я, Йоан Батиста, учил письму бесплатно, ради любви Господней» [5, р. 157]. Во многих случаях приобщение к письменной культуре могло и не быть связано со школой, светской или церковной, а происходить в результате самостоятельного обучения с помощью текстов, не относившихся к школьным учебникам. Такие тексты получили широкое распространение в первое столетие книгопечатания. Здесь стоит упомянуть имя Джованни Антонио Тальенте, автора популярных книг по арифметике, каллиграфии, составлению писем, речей и любовных посланий: для обучения по этим книгам не требовалось участия школьного учителя – достаточно было помощи любого, кто умел читать [22, р. 613] [Коммент. 4]. Точно известно, что и Церковь, особенно после начала Контрреформации, являлась важным каналом итальянизации. С одной стороны, она препятствовала использованию вольгаре в «высоких» сферах, относящихся к богослужению и священным текстам, в соответствии с принципом, кратко сформулированным генералом августинского ордена Христофором Падуанским как «mysteria celanda sunt» [24, р. 95, 91-92]; с другой стороны, Церковь поддерживала активную роль вольгаре

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=