Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(19). 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (19), октябрь 2016 г. 84 ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОД КУЛЬТУРЫ Б. Буоно Университет г. Сантьяго-де-Компостела КНИГИ ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ИТАЛЬЯНСКОГО В XVI ВЕКЕ: ПСАЛТЫРЬ, «БАБУИНО» И «КАТЕХИЗИС ХРИСТИАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИ Я 4 » В статье рассматривается лингвистическая модель, которая прослеживается в наиболее популярных школьных книгах, использовавшихся в итальянских начальных школах в XVI в. Эти учебники, в большинстве своем связанные с церковным образованием – прежде всего, со «Школами христианского вероучения» – должны были служить распространению и укреплению католической веры, но на деле являлись важным средством расширения грамотности среди социальных групп, традиционно отстраненных от письменной культуры. Несмотря на популярность тосканско-флорентийской модели, предложенной Пьетро Бембо [Коммент. 1], исследование фономорфологических особенностей текстов выявляет альтернативную лингвистическую типологию, которая характеризуется обилием нетосканских элементов, что напоминает об опыте лингвистического смешения, типичном для придворного койне Кватроченто. Ключевые слова: история итальянского языка, школы Христианской доктрины, начальное (элементарное) преподавание итальянского языка, Псалтырь, Бабуино, итальянская лингвистическая модель. B. Buono University of Santiago de Compostela (Santiago de compostela, Italy) BOOKS FOR THE INITIAL STUDY ITALIAN IN THE SIXTEENTH CENTURY: PSALTER, «BABUINO» AND «THE CATECHISM OF CHRISTIAN DOCTRINE» This article deals with the linguistic model offered by the scholar books used in the Italian elementary schools during the XVI century. These textbooks, strictly related with the religious education – primarily the Scuole della Dottrina Cristiana, had to spread and consolidate the Catholic faith, but, practically, they were an essential instruments to alphabetize social groups tradicionally dispossessed from the culture. Despite the spread acceptance of the tuscan-florentin linguistic model proposed by Bembo, through the study of the phono-morphological features of these texts emerges an alternative linguistic typology, characterized by many not tuscan elements, which closely remembers the experiences of linguistic mingling typical of the courtesan koinè of the XV century. Keywords: History of the Italian Language; Schools of the Christian Doctrine; elementary teaching of the Italian language; Salterio; Babuino; Italian language model. 4 Оригинал: Buono, Benedict. I rudimenti per imparare l’italiano nel Cinquecento: il Salterio, il Babuiono e l’Interrogatorio della Dottrina Cristiana // Verba. 2008. Vol. 35. P. 425-437. Пер. с итал. А. В. Голубцовой выполнен при поддержке Фонда Галины Иванченко (Galina Ivanchenko Intellektuellefonds). Научная редакция М. А. Поляковой (при поддержке РГНФ, грант 15-06-10121а) и В. Г. Безрогова. Приносим искреннюю благодарность автору работы и редколлегии журнала за бескорыстное разрешение опубликовать данный перевод.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=