Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(19). 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (19), октябрь 2016 г. 8 высокого духовно-нравственного заряда, вступающими в противостояние с низкоэтическими виртуальными компонентами. Эта незримая для посторонних глаз внутренняя борьба двух фронтов ведется постоянно в сознании студентов, заставляя их анализировать обе позиции, сравнивать возможные результаты своего выбора в том и другом направлении, что ведет к формированию элементов зрелости, самостоятельности в их характере. Еще одним проявлением специфики виртуальных технологий является ступенчатое нарастание образного качества, накладывающее отпечаток на ситуативный фон во время их внедрения в учебный процесс. В данном случае приходится учитывать необходимость прохождения сознанием студента нескольких уровней отражательных операций, а также то, что виртуальная образность разворачивается далеко не сразу и требует для этого специальной подготовки. Можно выделить такие отражательные разряды: первичное отражение, формирующее образ предмета внешней среды; вторичное отражение первого типа – дающее выход на бессознательные виртуальные образы; вторичное отражение второго типа – открывающее возможность для взаимодействия с полностью осознаваемыми моральными виртуалами. Двигаясь от пункта к пункту, сознание становится все более отвлеченным, глубоким и метафоричным, порождая феномику, прямых аналогов которой во внешней среде уже, как правило, не наблюдается [2, с. 117]. Происходящий в ментальной сфере скачок от простого невиртуального отражения к сложному виртуальному и, особенно, нравственно ориентированному, может привести к перерасходу психической энергии и, чтобы это не вызывало негативной реакции в виде стагнации активности у студентов, нужно придерживаться четкой поступательности отражательного операционализма. В этой связи уместно отметить, что занятия по гуманитарным дисциплинам вполне позволяют воспроизводить цепочку отражения, другой вопрос доводится ли ее наполнение информационными звеньями до логического конца, а именно до духовно-нравственных виртуальных образов. Обычно начальный цикл занятий предполагает знакомство с обликом преподавателя, учебниками, наглядными пособиями – всем тем, что способно опредмечиваться в физической реальности и инициировать объект-субъектные связи, закрепляемые в образе первичного отражения. Такой образ позволяет студентам приспособиться к новым для них обстоятельствам, а их сознанию влиться в познавательный поток. Вместе с тем, он содержит и эмоциональную оценку происходящего, которая, хотя и имеет в данный период поверхностные параметры, когда учеба просто нравится или не нравится, но зато вносит в психику заряд эмоциональной взбудораженности, открывающий путь в виртуал. Правда, в этом случае сначала реагирует в основном бессознательная виртуальная интенциональность, которая подпитывает появившийся настрой на положительное или отрицательное отношение к дисциплине импульсами, исходящими от вытесненных или забытых ассоциаций, напоминающих в основном о прошлом: довузовском, школьном или семейном опыте. Если начальные впечатления позволяют студенту открыться для пополнения духовно-нравственного багажа, он быстро продвигается по пути

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=