Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(19). 2016

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (19), октябрь 2016 г. 7 последующий образ списывается с предыдущего, отчего он называется «самообраз» или «виртуал» [6, с. 54-55]. Виртуальные образы создаются не так часто как простые первичные образы, для их появления требуется длительная концентрация чувств на чем-то конкретном, весьма волнующем и настолько важном, что это приводит к продолжению отражательных процессов и выходу на образно-виртуальный уровень исследования информации. Виртуалы нужны для психической проработки беспокоящих человека ситуаций и нахождения выхода из эмоциональных тупиков, а также для совершения актов творческого самораскрытия и духовно-нравственной самоидентификации. По результатам воздействия на личность, если их рассматривать с духовно-нравственной точки зрения, виртуальные образы подразделяются на относительно нейтральные, болезнетворные и оздоровляющие [1, с. 7]. Что касается первых, то к ним обычно относятся сновидения, которые, несмотря на разнообразие проигрываемых в них сюжетов, служат в целом релаксации органических структур. Вторые, казалось бы, тоже создаются для того, чтобы приносить удовольствие и успокоение, но в силу своего иллюзорного, фальшивого характера они приводят своих создателей – наркоманов, алкоголиков, преступников к духовно-нравственной деградации и физическому упадку, ибо в качестве строительного материала для данных виртуалов используются тяжелые, разрушительные виды психической энергии – эгоизм, душевная черствость, агрессивная гневливость. Третий вид виртуальной образности содействует избавлению от негативных и развитию позитивных личностных свойств. Отсюда следует, что важной чертой виртуальных технологий, выражающей их специфику, является то, что в них используются виртуальные образы только одного, а именно третьего вида, способствующие развитию положительных духовно-нравственных качеств личности студентов. Условия создания образов таковы: появление морально болезнетворного виртуала обычно не требует никакого теоретического руководства, просто над человеком начинает брать верх вредное пристрастие, он мечтает о его удовлетворении, распаляя воображение, затем находит возможность получить желаемое наяву, втягивается в губительный процесс и портит свое телесное и духовно-нравственное здоровье. Оздоровляющая же виртуальность, в этом состоит ее специфика, актуализируется только в том случае, если студент сделал моральный выбор в пользу какой-либо позитивной мировоззренческой системы и занимается интенсивной этической деятельностью, с которой имеют тесную стыковку виртуальные технологии, используемые для корректировки, прежде всего, актов сознания студентов и поворота их в сторону проведения самоанализа образно-символического наполнения своей духовно-нравственной сферы на предмет присутствия в ней визуализаций, отрицательно влияющих на личность и процесс жизнедеятельности. По мере уяснения студентами разделов гуманитарных дисциплин появляются предпосылки для вытеснения зачатков болезнетворных виртуалов из их внутреннего мира. Благодаря широкому выбору моральных учений древних и современных просветителей и мудрецов, представленных в материалах курсов, происходит ненавязчивое, естественное заполнение сознания студенческой молодежи виртуальными образами

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=